Фолькерт Эверцзун и его команда были на пороге смерти — их шлюпка беспомощно дрейфовала по Индийскому океану, и они уже девять дней ничего не ели.
Но в этот самый момент произошло чудо — лодку с голодными и оборванными людьми выбросило на девственный берег Маврикия, по которому бродило целое стадо дронтов. Хотя на эту птицу охотились уже около столетия, до этого отдаленного острова охотники еще не добрались.
Поэтому дронты совершенно не боялись людей и первыми подошли к ним — вот как описывал это сам Эверцзун:
«Мы могли бы их поймать голыми руками… После поимки одного стада, следующее прибежало на помощь своим собратьям так быстро, как только могло — благодаря этому они так же были пойманы».
Люди пировали мясом дронтов всю весну 1662 года — именно этот год стал официальной датой полного исчезновения этих птиц...
С точки зрения дронта, агрессивное поведение Эверцзуна и его команды лежало за пределами их понимания — все дело в том, что до этого ни одно животное не нападало на них и не пыталось их съесть. Люди же разрушили эту модель — их появление превзошло ожидания несчастных дронтов.
Эта идея имеет прямое отношение к фондовому рынку, ведь инвесторы так же используют исторические рыночные данные, когда принимают свои финансовые решения. Нам кажется, что история рынка — отличный путеводитель для грядущих событий, но это далеко не всегда бывает правдой.
Мы часто полагаемся на модели из прошлого, пока они окончательно не сломаются — это классическая проблема Черного лебедя, которая подчеркивает сложность составления финансовых прогнозов.
Одним из примеров использования истории рынка является коэффициент P/E Шиллера (CAPE) – соотношение рыночной капитализации к средней чистой прибыли за последние 10 лет. Считается, что чем выше этот показатель, тем ниже потенциальная доходность компании или рынка в целом.
Если смотреть на этот мультипликатор, то уже в 2017 году рынок США был настоящим пузырем — его CAPE достиг 32, что в полтора раза превышало средние показатели прошлого. Только вот рынок не прислушался к Шиллеру — он продолжил свой рост и показал просто феноменальную доходность.
Не стоит слепо верить в старые модели — инвестор всегда должен быть готов к чему-то неожиданному, будь то новый вирус, закрывающий мир на карантин, или серьезный конфликт, волна санкций и заморозка активов.
Это не означает, что исторические данные совершенно бесполезны, но они зачастую приводят к ложному чувству безопасности. Мы находим в статистике закономерности и переносим их в будущее — и эти шаблоны в какой-то момент обязательно ломаются.
Поэтому мне в очередной раз хочется напомнить вам историю, рассказанную Говардом Марксом:
«Отец рассказывал мне об игроке, который регулярно проигрывал. Однажды он услышал о скачках, в которых участвует только одна лошадь, поэтому он занял деньги и поставил их на нее. На полпути вокруг ипподрома лошадь перепрыгнула через забор и убежала».
Наш мир очень сложен, поэтому он определяется не только шаблонами, но и нарушениями этих самых шаблонов. Как и дронты, инвесторы живут на своем острове финансовой истории, даже не догадываясь о том, какой сюрприз им приготовило море.
Мы чувствуем себя в безопасности, но вокруг нас бушует океан хаоса, который иногда будет накатывать и на наш берег. К тому же мы делаем выводы из прошлого, в то время как все наши доходы находятся в будущем...
Так что неопределенность — это естественное состояние как жизни, так и фондового рынка.
© авторский перевод статьи Ника Маджулли.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм