Американский адвокат, экономист с огромным стажем и профессиональный инвестор Чарльз Томас Мангер скончался в возрасте 99 лет, совсем немного не дотянув до круглой даты. Странно, что его огромное состояние и и богатый на события жизненный путь слегка потерялись на фоне дружбы с главным богачом Америки. Во всяком случае заголовки как зарубежных, так и российских СМИ в подавляющей своей массе звучали «Умер ближайший соратник/лучший друг/правая рука Уоррена Баффета». А ведь у Мангера в избытке хватало и других достижений, помимо работы с легендой. Неважно, кому Чарльз завещал своё состояние в два с половиной миллиарда долларов, главное, что он оставил нам секрет своего долголетия.
Чарльз Томас Мангер родился в Омахе 1 января 1924 года в семье юриста, подростком подрабатывал в продуктовом магазине, принадлежащем деду Уоррена Баффета (но с ним самим они тогда так и не пересеклись), а в 17 лет поступил в Мичиганский университет. Через два года в самый разгар Второй Мировой войны бросил изучение математики и отправился в армейскую авиацию. Идти на таран против японских или немецких лётчиков ему не пришлось — он служил метеорологом в американской армии авиационного корпуса. Зато, нося военную форму, Мангер отточил навыки картёжника: «Чему тебе нужно научиться, так это сбрасывать карты раньше, когда шансы против тебя, или, если у тебя большое преимущество, делать сильный пас, потому что такое случается нечасто. Возможность предоставляется, но не часто, так что хватайся за неё, как только она замаячит на горизонте».
В 1945г. молоденький лейтенант встретил будущую жену, после чего обустроился в Калифорнии. А потом адвокатура и многочисленные инвестиции, которые сделали его финансовое состояние сверхустойчивым. Богатство, кстати, не застраховало от медицинской ошибки. В 1980 году после операции по удалению катаракты Чарльз потерял левый глаз, так что до конца своих дней щеголял очками с толстыми стёклами, не собираясь рисковать ещё и правым.
Конечно, его связь с Уорреном Баффетом проходит красной нитью через всю жизнь. Оба выросли в Омахе, но лично познакомились только в 1959г. И сразу же почувствовали друг к другу искреннюю симпатию. Уоррен уговорил приятеля бросить адвокатуру, сконцентрировавшись на экономике, а в ответ Мангер смог убедить Баффета подписать контракт Berkshire на покупку See's Candies на 25 миллионов долларов, хотя годовой доход калифорнийского производителя конфет до уплаты налогов составлял всего около 4 миллионов долларов. С тех пор он произвел более 2 миллиардов долларов
продаж для Berkshire. “Он отучил меня от идеи покупать так себе компании по очень низким ценам, зная, что в этом есть небольшая прибыль, и искать действительно замечательные предприятия, которые мы могли бы купить по справедливым ценам”, -отмечал Уоррен Баффет.
Мангер же признавался: “Не так уж весело покупать бизнес, где ты действительно надеешься, что этот лох ликвидируется до того, как он обанкротится”. «Вы должны ценить бизнес, чтобы ценить акции», — сегодня редко какой инвестор соблюдает мангеровские постулаты. На многочисленные комментарии своего друга, с которым они за 60 лет даже ни разу не поссорились, обычно реагировал лаконично: «Мне нечего добавить».
Чарльз Томас был старой закалки, и совершенно не стеснялся своего налёта провинциальности. Поговорка «Они вытащили парня из Омахи, но они никогда не вытаскивали Омаху из мальчика» была одной из его любимых. «Все эти старомодные ценности — семья на первом месте; будь в таком положении, чтобы ты мог помогать другим, когда приходят беды; благоразумный, рассудительный; моральный долг быть разумным важнее всего остального — важнее, чем быть богатым, важнее, чем быть значимым — абсолютный моральный долг», — продолжал он рассуждения о наследии собственного происхождения.
Наверняка, ему непросто было в США последних лет, где болезненная страсть к гендерному равенству вышла на какой-то совершенно безумный уровень. Но даже в такой ситуации он придерживался старых принципов. К примеру, в Лос-Анджелесской подготовительной школе Гарвард-Уэстлейк, где долгие годы входил в правления, сделал так, чтобы уборные для девочек были больше, чем для мальчиков. “Каждый раз, когда вы идете на футбольный матч или мероприятие, у женского туалета выстраивается огромная очередь. Кто не знает, что они писают не так, как мужчины? Какой идиот стал бы делать мужскую ванную и женскую одинакового размера? Ответ таков: нормальный архитектор!”, — в 2019г. рассказал Мангер
The Wall Street Journal.
Он вообще умел в контртренд как никто другой. Чарльз Томас до последнего
оставался одним из немногих штатовских богачей, кто хотел позитивных изменений в отношении с нашей страной: «Я тоже за то, чтобы улучшить отношения с Россией. Ну, это сложно. Но вы должны работать над этим. Я не думаю, что правильный способ справиться с каждым крутым парнем, который борется против вас, — это проявлять безграничную враждебность. Я думаю, бывают моменты, когда их следует побеждать добротой. Даже… даже если они неправы».
Чарльзу Мангеру не хватило всего месяца, чтобы отметить вековой юбилей. И секрета своего долголетия он не скрывал,
называя его самым простым из всего простого: «В вас нет сильной зависти, в вас нет обиды, вы не перерасходуете свой доход, вы остаётесь жизнерадостным, несмотря на ваши проблемы. Вы имеете дело с надежными людьми и делаете то, что должны делать. И все эти простые правила так хорошо работают, чтобы сделать вашу жизнь лучше. И оставайтесь жизнерадостным, потому что это мудрый поступок. Неужели это так сложно? Можете ли вы быть жизнерадостным, когда вы абсолютно погрязли в глубокой ненависти и негодовании? Конечно, нет. Так зачем вам это делать?».
А ещё преодолеть длинный путь длиною в жизнь Мангеру помогли дочери и сыновья. С первой женой Нэнси Хаггинс (они развелись в 1953г.) у Чарльза родилось трое детей, ещё четверо получилось со второй женой Нэнси Барри, с которой сошёлся на свидании вслепую, и прожили более полувека до её смерти в 2010г. Так что много у него было не только денег, доброжелательности и акций.
Уоррен Баффет одним из первых отреагировал на кончину Мангера: “Berkshire Hathaway не смогла бы достичь своего нынешнего статуса без вдохновения, мудрости и участия Чарли”.
Подробнее о жизни миллиардера можно узнать из его биографии «Чертовски верно. Чарли Мангер за сценой Berkshire Hathaway» Джанет Лоу.
спасибо ТС
теперь то же самое можно сказать про Чарли.