К концу 2022-началу 2023 года опасения по поводу перепроизводства и потенциального накопления запасов нефти сменились опасениями по поводу недостаточных поставок и быстрого истощения запасов.
В ответ Саудовская Аравия и ее партнеры по ОПЕК + несколько раз сокращали добычу, чтобы предотвратить начавшееся наращивание запасов, что резко контрастирует с давлением на них годом ранее с требованием увеличить добычу, чтобы уменьшить ожидаемый дефицит.
Быстрая корректировка также была очевидна в секторе газа, запасы которого в США с февраля 2023 года стабильно превышали предыдущий десятилетний сезонный средний показатель, а экспорт увеличился до рекордных показателей.
Цены на фьючерсы на газ в США в первом месяце торговались вблизи самого низкого уровня за последние 30 лет с поправкой на инфляцию, подтверждая, что рынок реагирует на зарождающийся профицит.
В Европе запасы газа находятся на рекордном сезонном уровне непрерывно с конца первого квартала 2023 года после необычно теплой зимы 2022/23 года и резкого падения промышленного потребления газа. Энергоемкое промышленное производство Германии сократилось примерно на 17% с начала 2022 года и не подает признаков восстановления.Еще более серьезная корректировка произошла в секторе угля: спрос резко упал, поскольку поставки газа стали более обильными, а добыча на шахтах возросла.
Реальные цены на уголь, поставляемый в Северо-Западную Европу в ноябре 2023 года, в среднем на год составили всего 112 долларов за тонну (69-й процентиль с 2010 года) по сравнению с рекордным показателем почти в 300 долларов за тонну в сентябре 2022 года.
Что касается добычи, то Китай, крупнейшая в мире угледобывающая компания, увеличила добычу на 425 млн тонн (10%) в 2022 году и увеличила ее еще на 144 млн тонн (4%) за первые десять месяцев 2023 года.
Каждый рынок пережил несколько иной процесс адаптации, но все они характеризовались более быстрым ростом производства и более медленным увеличением потребления.Потребление нефти росло медленнее из-за замедления экономического цикла, в то время как добыча за пределами ОПЕК + увеличивалась быстрее, подталкивая рынок к профициту.
Российский экспорт оставался высоким, несмотря на санкции, благодаря уклонению (использованию правовых лазеек, предназначенных для поддержания потока экспорта, и все более широкому использованию танкеров dark fleet) и уклонению от уплаты налогов (неправильному декларированию цен на грузы).
Что касается газа, то в 2022/23 году Европа пережила необычно теплую зиму, которая привела к сокращению потребления, а также к значительному сокращению промышленного спроса со стороны наиболее энергоемких потребителей, поскольку заводы приостановили производство.
Европа смогла заменить трубопроводный газ из России увеличением импорта СПГ, превзойдя других потребителей в Южной и Восточной Азии зимой 2022/23 года, возложив часть бремени корректировки на более бедные страны.
Что касается угля, то растущая добыча на шахтах Китая плюс экспоненциальный рост производства возобновляемой энергии за счет ветра и особенно солнечной энергии снизили дефицит и позволили генераторам увеличить запасы топлива.
Другие факторы, которые способствовали корректировке, включают высокий уровень производства гидроэнергии в Бразилии, сокращающий потребность в импорте СПГ, и необычно мягкую осень в Северо-Западной Европе в 2023 году.
Но общим фактором является огромный масштаб повышения цен в 2021 и 2022 годах, который ускорил процесс корректировки за относительно короткий период.
В результате, после крайне болезненной корректировки в 2021 и 2022 годах, производство, потребление и запасы стали намного комфортнее к концу 2023 года и в 2024 году, и фаза кризиса закончилась.
О чем это Вы?