Эмитенты третьего эшелона всё чаще прибегают к услугам маркет-мейкеров — участников торгов, в чьи обязанности входит поддержание ликвидности и стабильности цен в «стакане». Маркет-мейкеры задействованы уже в каждом пятом выпуске высокодоходных облигаций. По мнению участников рынка, эта услуга будет востребована всё больше.
«Наличие маркет-мейкера в облигациях воспринимается инвесторами как ответственное отношение эмитента к своим выпускам. Для них это показатель того, что компания дорожит своей репутацией на фондовом рынке», — рассказали Boomin в пресс-службе Московской биржи, подчеркнув, что заинтересованы в развитии маркет-мейкинга. По федеральному закону 325-ФЗ «Об организованных торгах», биржа выступает одной из сторон в договорах о маркет-мейкинге наряду с эмитентом и участником торгов.
По данным Московской биржи, спрос на услуги маркет-мейкеров — инвестиционных компаний, обеспечивающих спрос и предложения на ценные бумаги на вторичном рынке, то есть ликвидность, а также ценовую стабильность и объем торгов, — в третьем эшелоне (кредитные рейтинги в диапазоне от NR до ВВВ+) от года растет.
«Маркет-мейкинг в третьем эшелоне появился относительно недавно, поэтому его доля ниже, чем в сегменте инвестгрейда (эмитенты первого и второго эшелонов, имеющие кредитные рейтинги в диапазоне от ААА до А-. — прим. Boomin). Но мы видим, что эта услуга становится всё более востребованной», — подчеркнули представители биржи.
Согласно информации, размещенной на сайте Московской биржи, услуги маркет-мейкинга сейчас оказываются в отношении 55-ти выпусков третьего эшелона — это около 20% этого сегмента публичного долгового рынка. По трем бумагам договоры заключены в 2019 г., по одной — в 2020 г., по семи — в 2021 г., по 20-ти — в 2022 г. и по 24-м — с начала 2023 г. Заказчиками услуги выступают 28 эмитентов. Больше всего выпусков, по которым инвесткомпании поддерживают ликвидность и стабильность цен, — у «Асфальтобетонного завода №1» (пять), АПРИ «Флай Плэнинг» (пять) и «Пионер-Лизинга» (четыре).
В третьем эшелоне маркет-мейкингом до последнего времени занимались девять инвесткомпаний, но в прошлом месяце их количество увеличилось до десяти. Ряды участников торгов пополнила ИК «Юнисервис Капитал», которая взяла на себя эту функцию сначала по четырехлетнему выпуску «Ультры», а чуть позже — по пятилетним бумагам «Чистой Планеты».
«Еще недавно маркет-мейкер и высокодоходные облигации третьего эшелона находились на разных полюсах и практически не пересекались из-за самой сути маркет-мейкинга, который обеспечивает справедливую рыночную цену бумаг и дает возможность продавать и покупать облигации в большом объеме. Инвесторам же третьего эшелона была важна не столько ликвидность, сколько возможность купить бумагу по номинальной стоимости и продать ее по цене 100%+, — говорит директор департамента DCM ИК «Юнисервис Капитал» Александр Павлов. — Но рынок повзрослел. У инвесторов появилась возможность продавать бумаги по рыночной стоимости, и делать это быстрее, а значит, оперативнее корректировать свой портфель».
Среди маркет-мейкеров в третьем эшелоне публичного долгового рынка выделяются ИФК «Солид» (11 выпусков), ИК «Иволга Капитал» (10 выпусков), ИК «Риком-Траст» (девять выпусков) и ИГ «ИВА Партнерс» (восемь выпусков).
По словам директора департамента корпоративных финансов ИК «Риком-Траст» Николая Леоненкова, маркет-мейкер необходим в каждой ценной бумаге, валютной паре или срочном контракте. «По каждому финансовому инструменту стоят определенные задачи. Например, в облигациях третьего эшелона основная задача — увеличить ликвидность, что в свою очередь повышает привлекательность и надежность бумаги, снижает волатильность. В итоге вырисовывается справедливая кривая доходности, которая помогает определять доходность облигации конкретного эмитента в будущем при новых выпусках, снижается стоимость заимствования», — объясняет он.
«На взгляд инвесторов, маркет-мейкера целесообразно подключать всегда, если это розничный выпуск с активным вторичным обращением. Это помогает избежать резких ценовых колебаний и повышает привлекательность облигации для инвесторов, которые не планируют держать бумагу до погашения», — в свою очередь отмечает председатель Совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Александр Беркунов.
Директор по развитию и стратегическому планированию ИК «НФК-Сбережения» Алексей Кузьмин считает, что участие маркет-мейкера в торгах полезно для решения задач длительного размещения, привлечения состоятельных клиентов и краткосрочных трейдеров, а также широкой аудитории розничных инвесторов, для которых низкая волатильность —важный фактор при покупке бумаги.
«Сейчас появляется всё больше выпусков облигаций, предполагающих длительный срок первичного размещения. В период размещения важно, чтобы на вторичном рынке цена поддерживалась на уровне номинала. Это создает равные условия входа как для тех инвесторов, которые уже имеют доступ к первичному размещению, так и для тех, которые имеют возможность приобретать облигации лишь на вторичном рынке. С этой задачей хорошо справляется маркет-мейкер», — констатирует он.
По наблюдениям Алексея Кузьмина, чья компания осуществляет маркет-мейкинг по четырем выпускам, на вторичном рынке спрос на бумаги, обладающие большей ликвидностью, обычно выше. Это обусловлено не только возможностями без существенного влияния на цену входа в позицию, но и выхода из нее. «Обеспечение ликвидности снижает риски изменчивости цены и способствует повышению привлекательности ценных бумаг для широкой аудитории участников рынка», — подчеркивает представитель ИК «НФК-Сбережения».
В то же время Максим Чернега, руководитель направления DCM департамента корпоративных финансов ИК «Цифра брокер», считает, что если больше половины выпуска принадлежит частным инвесторам, то маркет-мейкер не нужен. «Впрочем, эмитент может сознательно пойти на повышение ликвидности вне зависимости от структуры инвесторов, заключив договор с маркет-мейкером, и это хорошо, так как таким образом компания работает с рынком, что он обычно ценит», — оговаривается эксперт.
ИК «Цифра брокер» сейчас оказывает услуги маркет-мейкинга по четырем выпускам третьего эшелона.
«Мы считаем, что привлекать маркет-мейкера к работе с облигационным выпуском — правильное и недорогое решение. Мы не ставим ему задачу удерживать котировки на каком-то определенном уровне. Это скорее вопрос поддержания ликвидности», — говорит генеральный директор «Джи-групп» Линар Халитов.
В какую сумму обходится маркет-мейкер для опрошенных Boomin компаний, их представители не раскрыли, но, по словам Максима Чернеги, ценник на услугу начинается от 50 тыс. рублей в месяц.
При выборе маркет-мейкера «Джи-групп» руководствовалась двумя критериями — стоимостью и готовностью контрагента взять на себя эту функцию. «Честно сказать, на первые выпуски очередь из желающих не стояла. А среди тех, кто был готов работать, ITinvest предложил наилучшие условия. Со временем предложений становилось больше, и мы сменили ITinvest на инвестиционный банк «Синара». Результаты маркет-мейкера нас устраивают. Все идет так, как и должно», — отметил Линар Халитов.
Однако чаще всего функции маркет-мейкера берет на себя организатор размещения выпуска. Такого подхода, в частности, придерживается МФК «Лайм-Займ». «Первый наш выпуск в 2021 г. мы размещали с ИФК «Солид». Соответственно, в первый год обращения бумаг в качестве маркет-мейкера выступала эта компания. В 2022 г. мы зарегистрировали программу облигаций и все выпуски в ее рамках осуществляли при поддержке ИК «Иволга Капитал». В результате и маркет-мейкинг по всем выпускам был передан этому партнеру», — объясняет руководитель отдела по работе с инвесторами МФК «Лайм-Займ» Павел Огнев.
По каждому из трех своих выпусков МФК «Лайм-Займ» заключила договоры с маркет-мейкером сроком на один год, а затем пролонгирует их.
Маркет-мейкеры всё больше будут востребованы в третьем эшелоне, считают эмитенты, участники торгов и биржа.
Александр Беркунов из АВО перспективы маркет-мейкинга в третьем эшелоне связывает со «взрослением» сегмента, «когда эмитенты наглядно увидят, что стабильные котировки бумаги позволяют проще и дешевле привлекать спрос на новые выпуски». «Эмитенты высокодоходных облигаций третьего эшелона просто экономят деньги, так как маркет-мейкинг не бесплатная услуга. Если к этому сегменту относить выпуски до 500 млн рублей, то мы не наблюдаем постоянной работы маркет-мейкера в таких «стаканах», за очень редким исключением», — заметил он.
В то же время Максим Чернега (ИК «Цифра брокер») обращает внимание на то, что далеко не все эмитенты понимают ценность маркет-мейкинга: «Эмитенты третьего эшелона зачастую даже не понимают, кто такой маркет-мейкер и для чего он нужен. Наша работа как организатора — объяснить им смысл этой сущности. Разговор такой особенно уместен, когда эмитент обращается к нам с вопросом: а что будет с моими бумагами после размещения?».
Московская биржа прогнозирует, что количество договоров маркет-мейкинга продолжит расти: «Можно ожидать выравнивания долей первого эшелона и инвестгрейда в перспективе нескольких лет». «Направление маркет-мейкинга в третьем эшелоне представляется нам перспективным. Его развитие будет способствовать росту интереса к этому сегменту долгового рынка в целом», — уверен и Алексей Кузьмин из ИК «НФК-Сбережения».