Существует мнение, что лучший срок удержания акции — это вечность. Да что там мнение, сам дедушка Баффет так завещал. Что же получается: все, кто поступают иначе — жалкие и недостойные спекулянты? Вокруг этого вопроса возникло много путаницы, поэтому давайте разбираться.
Ну, во-первых, если говорить про Баффета, сам он частенько поступает иначе и продает купленные акции быстро. А все почему?
Потому, что поменялись вводные. Упертость — это полезное для инвестора качество. Но помимо упертости, нужно обладать еще и гибкостью. И если бумага больше не удовлетворяет целям и стратегии — какой смысл ее держать дальше?
Удерживая акцию-балласт, инвестор, на самом деле, теряет дважды.
И да, мы снова возвращаемся к теме альтернативных издержек! Ресурсы человека (время и деньги) — конечны, а замороженные в одной бумаге средства могли бы эффективно работать в другой.
Неплохим стресс-тестом на осмысленность удержания позиции может стать вопрос, заданный самому себе:
готов ли я прямо сейчас докупить бумагу из портфеля по текущей цене, будь у меня n-ное количество кэша/формируй я портфель прямо сейчас? Если ответ — категоричное «нет»- стоит задуматься. Главное, как обычно, не удариться в крайности и не превратить этот процесс в перманентную паранойю.
Если на этом моменте ваши пальцы уже потянулись к терминалу, остановитесь и прочувствуйте важную ремарку, дабы не перепутать теплое с мягким:
избавляться от акций только на основе того, что выросла (а тем более упала) котировка — неправильно и бессмысленно! Сама по себе котировка не значит ровным счетом ВООБЩЕ НИЧЕГО. Также как и ваша личная бумажная переоценка. Пусть там хоть 1000%. В отрыве от данных об относительной стоимости бумаги (банальные мульты, дивдоха и прочее), ее фундаментальных показателей и перспектив бизнеса, все это — пустой звук.
Ну а теперь, финализируем
Когда имеет смысл продать бумагу?
Если она перестала соответствовать стратегии. Как пример: акция в портфеле доходного инвестора утратила способность платить дивиденды и вернутся к ним в обозримой перспективе.
Если эмитент сильно потерял в качестве. Причины могут быть разные: бизнес критически пострадал от внешнего фактора, угодил в финансовую яму, кардинально сменилась стратегия управления или отношение к минорам.
Акция стала стоить неадекватно дорого. Степень «неадекватности» — относительный и личный вопрос, который возвращает нас к выбору между альтернативами. Например, акция может быть дорога, но не так сильно, как остальной рынок. В таком случае, выход из позиции может стать плохой идеей, если вы не готовы лавировать между классами активов. Простыми словами — если откуда-то выходишь, должен понимать — куда зайдешь!
Фондовый рынок не терпит крайностей и слишком однобоких подходов. Только комплексный анализ ситуации убережет вас от ошибок и разочарований!
Если вам интересны мои мысли — добро пожаловать в Телеграм
Если бизнес приносит бабло, и планирует приносить бабло, то такой бизнес нужно держать как можно дольше. Если бизнес не приносит бабло, а только убытки, и будет приносить убытки, продавать его к херам.
В Беркшире только 30% активов — акции. Основная часть активов Беркшир — выкупленные на 100% компании. Вся их чистая прибыль идет «в карман» Беркшир. Это и есть основной доход Беркшира (денежный поток от полностью выкупленных компаний).
Баффет и сам говорил, что предпочел бы выкупать на 100% компании, как Geico, например.
А все эти игры с «купил акцию — продал через три года, и на этой разнице заработал» — это лишь побочный, так сказать, бизнес Беркшир.
Иными словами, Беркшир может вообще перестать покупать-продавать акции на бирже — и все равно его кубышка будет расти и пухнуть от кэша (поступающего от полностью выкупленных компаний).
PS: Подумалось: по сути, Баффет — гигантский дивидендный инвестор, в основном. Скажем, купил Geico — и получает с нее 100% прибыли в виде дивидендов. И таких компаний в активе Беркшир — 100500. Именно поэтому у Беркшир такая гигантская подушка кэша, которая пухнет год от года, и которую девать некуда (она уже неприличная по своим размерам:).
PPS: Каждый из нас может стать мини-Баффетом, если купит по смешной цене классную дивидендную акцию. Например, купил Сбербанк и Лукойл в 1998 году — и держи ее 25 лет, получив за это время до*рена дивидендов (+ курсовой рост). Не успел в 1998 году — купи в 2008 году. И держи вечно, получая дивы. Вот это по-баффетовски.