Всем приветы!
Хотел бы поделиться своей историей, рассказать о ситуации, которая приключилась со мной, т.к. уверен, что она не единичная и кому-то определенно будет полезна данная информация. Плюс ко всему, по моему скромному мнению, такие темы должны освещаться и выноситься на суд общественности.
Сразу оговорюсь, я не умею писать статьи и вполне возможно, что сей очерк получиться корявым, но постараюсь изложить суть темы понятно и доходчиво.
Я являюсь клиентом брокера Тинькофф, не квал. инвестор. У меня есть брокерский счет, на котором я торговал американскими бумагами и когда появилась новость о том, что с 1 октября 2022 года неквалам запретят покупать иностранные бумаги, я не стал все продавать и решил, что теперь я «долгосрочный инвестор» (по этим папирам, по крайней мере:).
Это была подводка, теперь суть: в сентябре этого года я скачал налоговый отчет по счету, который описал выше и так как по нему почти не торговал в течение 2023 года, то примерно понимал, какие цифры я там должен увидеть. Но увидел я цифру выше, на 6к руб., если быть точным. Открываю вторую вкладку отчета, где конкретизируется «дебит и кредит» и вижу запись о продаже по бумаге Fastly, что я ее продал, получил прибыль и мне насчитали за это налог. НО… я этого не делал, крайние действия, по этой бумаге, я совершал в августе 2022 года и все причитающиеся налоги заплатил в конце соответствующего года. Далее я звоню в техподдержку, девушка на проводе выслушивает меня и пишет заявку. Тут я немного расслабляюсь, так как пребывал в полной уверенности, что это ошибка, недоразумение и такого вообще не может быть. Но, как оказалось далее — еще как может (веселый смайлик в этом месте поставить рука не поднимается).
Далее, в течение двух недель, мне постоянно отодвигают срок решения по моей заявке, звонят операторы и переспрашивают какие-то детали (хотя очевидно, что доступ у них полный и видят они больше моего, зачем переспрашивать одно и тоже), и когда я в очередной раз, очередному манагеру, говорю: «Ребята, я не торговал бумагой в этом году», для них это становится откровением и они отвечают: «Мы разберемся» и вновь срок решения по заявке сдвигается.
Как вы поняли, ситуация малость затянулась. По итогу, мне звонит менеджер и выдает: «Вы знаете, такое дело, в феврале этого (2023) года банк попал под санкции и стал переводить бумаги клиентов в более „дружественный депозитарий“ (новость на эту тему действительно была), и из-за того, что в момент перевода у вас были незавершенные сделки РЕПО по бумагам Fastly и получилась данная ситуация». Я отвечаю менеджеру: «Но я не продавал этих бумаг, я вообще никаких операций не делал по ней в этом году», на что получил ответ: «Ими торговал брокер». Но налог будете платить ВЫ и никакой компенсации в данном случае не предусмотрено!!!
При аргументации произошедшего, менеджер попытался найти плюс (с его точки зрения) в данной ситуации, что мол мои бумаги были проданы и затем куплена брокером по 13$, а у меня средняя цена покупки на уровне 9$ и в дальнейшем, при продаже бумаги, я заплачу меньше налога с прибыли. Мой ответ на это, что как бы, я и не собирался продавать этих бумаг и сидел бы в них минимум три года и вообще бы налогов не платил — остался без внимания.
Хочу акцентировать внимание, что я сейчас должен заплатить за то, чего не делал и к чему не имею отношения, я не получил никакой прибыли, в отличие от брокера, торговавшего моими бумагами. Пусть сумма относительно не большая, но дело в другом, по сути это воровство!
P.S. Тот факт, что брокер «в тихую» торгует бумагами клиентов — это не новость, но обычно это происходит незаметно для клиентов и никак на них не отражается.
Я не знаю, что там о себе возомнил брокер, возможно по его мнению, что за столь героический и благородный поступок, в виде перевода бумаг клиентов в «дружественный депозитарий», его теперь должны целовать все в зад, а издержки, возникшие по вине самого брокера при проведении этого мероприятия, благодарные клиенты покроют за свой счет — вопрос интересный.
Полагаю, что данная ситуация не носит единичный характер и брокер явно о ней знает, и уверен, что для него сумма в 6к (в моем случае) — копейки и легко можно было бы все решить, чтобы все были довольны, не поднимая шума. Но видимо откреститься от клиента и попросту забить на него болт, в данной ситуации, для брокера предпочтительнее.
самое интересное, даже не к кому обратиться — ЦБ отпишет отписку, НАУФОР на стороне брокеров всегда, а в суд идти еще та канитель.
у меня были тоже «технические сделки», но брокеры оказались все адекватные ( не Тинькофф), поэтому спокойно договорились.
да, вроде бы появился финансовый омбудсмен для частных инвесторов.
что, где и как в подробностях — не знаю.
может, народ подскажет...
Здравствуйте.
Мы с трепетом относимся к нашим клиентам, поэтому, когда появилась информация о санкциях, сделали все, чтобы инвесторы сохранили возможность совершать сделки со своими бумагами. Одной из мер была смена места хранения активов.
Хотим проверить ситуацию, которую вы описали в публикации, и помочь с решением. Пришлите, пожалуйста, нам в ЛС ваши ФИО и дату рождения. Разберемся.
«Мы с трепетом относимся к нашим клиентам...»
от таких слов даже захотелось прослезиться )))
но есть шанс, что вы поможете вашему клиенту.
печатное слово — сила!
Тот факт, что ситуация с переводом бумаг в другой депозитарий экстраординарная — бесспорно, но разве это повод возлагать на клиента денежное обременение за то, что сам брокер торговал бумагами клиента в момент перевода?
Сейчас срок владения бумагами обнулился, и нужно считать время с 27 февраля 2023 года, чтобы получить льготу на долгосрочное владение бумагами. Мы действовали в интересах наших клиентов, чтобы избежать блокировки иностранных ценных бумаг на неопределенный срок из-за санкций. Если бы мы не сделали так, то наши клиенты не смогли бы торговать ими. Именно по этой причине не можем предложить вам компенсацию.
Вы из раза в раз пишите, что действуете в интересах своих клиентов, но упорно игнорируете один главный нюанс, а именно — по чье вине на моем счете были нерассчитанные сделки или сделки РЕПО, которые заключили еще до остановки торгов на СПБ Бирже?
Вероятно, что если бы вы, в момент перевода, не торговали моими бумагами, то ничего бы не произошло, верно? Иначе, как объяснить тот факт, что такой казус случился только по одной из бумаг, но не затронул десяток других, которые также, в тот же самый момент, переводились в другой депозитарий. Что вы на это скажите?
P.S. Даже и не знаю, как «благодарить» вас теперь за такое счастье — мало того, что за вас деньги платить приходиться, так еще и пол года (как минимум) владения бумаг обнулены. Низкий вам поклон!
Их проводили не по всему вашему портфелю. Автоматически выбрали бумагу для технической сделки.
Семён, Вообще ситуация странная.
Условно, Вы купили бумаги, держали их 3+ года, и решили продать (не попадая под налог (владение больше 3-х лет), но брокер все эти 3 года брал Ваши акции в РЕПО. Как по мне, тут налога быть не должно… У автора проблема как в моем описание, не понимаю почему он попадает на налог. Сдается там ситуация несколько другая, чем он описывает.
Поймал зашквар — беги со всех ног. Уж тем более от этого гавноброкера
В этом кейсе, похоже, дешевле было бы компенсировать клиенту сразу, чем платить зпл сотрудникам.