Изображение блога
Nornickel
Nornickel Блог компании Норникель
04 октября 2023, 17:14

Про металлы платиновой группы

Сегодня хотим рассказать вам про металлы платиновой группы. К ним относят шесть переходных металлических элементов (платина, палладий, родий, иридий, рутений, осмий), имеющих схожие физические и химические свойства и, как правило, встречающихся в одних и тех же месторождениях. Данные металлы относят к промышленным благородным металлам, основной спрос на которые формируется за счет использования в промышленности, тогда как инвестиционное направление не является ключевым, в отличие от золота.

Основными производителями первичных металлов являются – ЮАР, Россия, Зимбабве, Канада и США. Напомним, что по производству первичного палладия доля Норникеля на мировом рынке – 43%, больше чем доля ОПЕК в мировой добыче нефти, тогда как доля на рынке платины – 12% — здесь мы крупнейший производитель за пределами ЮАР. Если в ЮАР и США добыча МПГ осуществляется как самостоятельное производство, то в России и Канаде это попутный продукт, получаемый при добыче никеля и меди.

В абсолютном значении рынок МПГ не столь большой по сравнению с никелем, алюминием или углем. Так, ежегодное первичное потребление палладия составляет порядка 300 тонн, платины – 220 тонн, а родия – 33 тоны! Именно поэтому металл легко перевозить самолетами (авиатранспортом).

💡С 1980-х автомобильная промышленность стала основным потребителем МПГ (по данным на 2023 г., >80% для палладия и 40% для платины). Благодаря своим уникальным каталитическим свойствам применяется в катализаторах – системах очистки выхлопных газов. При этом металлы практически не имеют альтернатив в данной области применения. Из-за особенностей каталитической реакции палладий и родий преимущественно используются в системах утилизации выбросов бензиновых автомобилей, в то время как платина в основном применяется для дизельных двигателей. Таким образом каждый автомобиль содержит несколько грамм драгоценных металлов! В последние годы производителями каталитических систем велась работа по разработке катализаторов на основе трех металлов платиновой группы, которые могли бы использоваться на разных типах двигателя, но внедрение таких решений на данный момент не получило широкого распространения.

🔍В последние годы автопроизводители изучали возможность частичного замещение палладия на платину в катализаторах бензиновых автомобилей, вызванное наличием ценового спреда между металлами. Однако сокращение в цене между металлами, введение новых экологических требований, где палладий демонстрирует лучшие характеристики, снижают аппетит к изменению структуры использования МПГ в автокатализаторах в ближайшем будущем.

Если говорить о будущем МПГ, то это безусловно темы, связанные с водородной экономикой. Палладий может найти важную область применения в хранении водорода и стать ценным компонентом систем транспортировки водорода с использованием жидких органических носителей. В перспективе металл также может найти применение в электролизерах и топливных элементах и электролизерах для производства водорода, а также в обеспечении водородной безопасности.

💛Сегодня совместно с партнерами мы активно работаем над ускоренным внедрением водородных технологий и использованием палладия в других перечисленных выше областях, приближая наступление более экологичного и устойчивого будущего эффективного энергетического перехода.


23 Комментария
  • Alexander
    04 октября 2023, 17:24
    Электромобили, в ближайшее десятилетие, обнулят спрос на платину и палладий. 
    Добывать медь и никель куда надежнее.
    • Сeм
      04 октября 2023, 17:30
      Alexander, они так лихо не могут всё бросить и переключиться на медь и никель
        • Сeм
          04 октября 2023, 18:02
          Nornickel, ну у вас в корзине металлов палладий занимает чуть ли не первое место если мне не изменяет память. а спрос на платиноиды для катализаторов падает, я не утверждаю что он рухнет, но в целом динамика такая что платиной замещают палладий которого у вас оч много, а значит целесообразность его потребления будет исключительно ценовой
      • Alexander
        04 октября 2023, 18:17
        Nornickel, Я отталкиваюсь от роста электромобилей в Китае, рано или поздно, этот рост перейдет на Европейский и Американский рынок, на рынках Азии и Африки, «ваши» (шутка) катализаторы снимают с машин и сдают в пункт приема металлолома по 1000 USD. Я знаю, что на это можно написать мол продажи электричек не существенны в количественном выражении по сравнению с автомобилями на ДВС, но это лишь пока. Вот лично я мечтаю об электричке и знакомые мечтают об этом же.
  • Сeм
    04 октября 2023, 17:31
     палладий — мимо конечно. хайп прошел
      • Сeм
        04 октября 2023, 18:00
        Nornickel, переход на электрокары сократит потребление палладия
          • Alexander
            04 октября 2023, 19:41
            Nornickel, Зоопарка автомобилей не будет («топлива»), как это было в начале века так как зоопарк тяжело производить, обслуживать и эксплуатировать, победят 1 или 2 технологии, к стати как пример дизель и бензин. Лично я ставлю на литиевые аккумуляторы, все эти экзотические вещи, вроде водородных ячеек и прочего не приживутся и время это покажет. Делайте ставку на медь её потребуется очень много.
              • Денис С
                04 октября 2023, 20:38
                Nornickel, акции ГМК НН брать с прицелом 12-15% дивдоху на следующее десятилетие?
              • Антон Шаронов
                05 октября 2023, 00:22
                Nornickel, Спасибо, очень приятно читать профессионально написанные материалы!

                Рад, что Вы тоже заметили некоторые неточности в прогнозах «уважаемых» инвестдомов. Выше Вы отметили, что доля Норникеля на рынке палладия больше, чем доля ОПЕК. И это очень хорошая аналогия.

                Давайте перейдем к стратегическому маркетингу. Основные потребители нефти создали структуру с громким названием МЭА (Международное Энергетическое Агентство), одной из основных целей которого было снабжать рынок качественной аналитикой. Многие крупные компании и даже ОПЕК использовали их аналитику для целей планирования объемов добычи нефти. Но, в какой-то момент, участники рынка (и, в первую очередь, ОПЕК) осознали, что эта аналитика достаточно однобока и сводится к тому, (очень грубо) что нефти в мире очень много, экономический рост падает и это будет давить на цены. И вообще, если цены на нефть будут высокими, это само по себе влияет на темпы роста ВВП, поэтому если хотите продавать нефть — продавайте её дешево. В доказательство этих тезисов достаточно посмотреть пресс-конференции по итогам последних заседаний ОПЕК. То же самое происходило и с природным газом, пока Президент самой главной газовой компании в мире не понял, что вся эта аналитика строится со стороны спроса, а не предложения (видео этого выступления тоже доступно).
                Сейчас на рынке нефти беспрецедентный дефицит, как следствие сокращений со стороны ОПЕК+. США пришлось в значительной мере опустошить свои стратегические резервы. Но никто, кроме ОПЕК, не говорит о недоинвестированности отрасли, в силу «немодной» незеленой повестки и дикой волатильности. Цены на нефть опять упали, т.к. прайсится нефть на площадках потребителей и потребителями. Пока ещё есть запас прочности у потребителей, но и ОПЕК+ неумолим, и хочет показать, что фундаментал на рынке должен работать в том числе из-за дефицита предложения. Так что посмотрим.

                Я уверен, что что-то очень похожее применимо и к рынкам палладия и платины. Была попытка популяризации платины со стороны производителей. Я даже жене серьги платиновые с бриллиантами купил.
                И мне кажется, Норникель недооценивает свои возможности по влиянию на цены производимых металлов со значительными долями рынка.

                Что конкретно предпринимается в части стратегического маркетинга?
                Председателем каких ассоциаций производителей PGM является Норникель? Где можно увидеть прогнозы со стороны производителей PGM объемов и цен до 25-30 годов?

                Уверен, что активная работа в этом направлении ведется, ведь движение вниз по течению приведет к печальным результатам.
                Но уже сегодня прогнозы PGMs удручают, а ваши коллеги по цеху, ну или конкуренты, готовятся активно резать косты - Implats warns lower platinum prices will require decisive business action (iol.co.za)
                • Сергей
                  05 октября 2023, 15:39
                  Антон Шаронов,
                  , а родия – 33 тоны! Именно поэтому металл легко перевозить самолетами (авиатранспортом).
                  Аналитика прямо скажем слабовата (и дело не в орфографии естественно).

                  Вместо вот этого —
                  приближая наступление более экологичного и устойчивого будущего эффективного энергетического перехода.
                  Лучше бы написали прямо экология в развивающихся странах будет улучшаться. Про экологичность самого Норникеля, и что владельцы улучшили в цехах (какие агрегаты заменили конкретно) с  этой точки зрения, скажем за последние 2 года (или хотябы за пятилетку), мы спрашивать конечно же не будем.
  • Виктор Иванов
    04 октября 2023, 21:09
    Медь, конечно, на века в лидерах по потреблению…
    Если до ума доведут новые технологии в производстве аккумуляторов с использованием МПГ, то те, кто добывают МПГ будут на коне.
    Там фишка в увеличении ёмкости…
  • columbo
    05 октября 2023, 10:26
    признаюсь. совершил ошибку, сделав ставку на компанию. второй год в минусах сижу. дивов нет. не могли бы вы «ляпнуть», что будут дивы. произойдет отскок. и я с огромным удовольствием скину хотя бы в 0 и забуду про вас навсегда. лучше куплю VALE

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн