Когда на рынке происходит обвал, не все акции падают одинаково. Некоторые из них обладают более высокой устойчивостью и показывают динамику лучше рынка. Такие акции называются защитными. Объясняем, как отличить защитные акции от обычных и где их найти.
Акции — самый волатильный инструмент на фондовом рынке, поэтому неудивительно, что во время обвалов они падают в цене больше других. Но даже среди них есть активы, которые в периоды нестабильности сохраняют устойчивость или даже растут. Их называют защитными акциями, или defensive stocks.
Защитные акции — это ценные бумаги компаний, которые демонстрируют стабильную прибыль даже в самые тяжелые времена. Они в меньшей степени подвержены влиянию колебаний рынка, внешних факторов и экономических кризисов.
Как правило, это компании, которые поставляют товары или услуги первой необходимости, востребованные даже в кризисы. К ним относятся производители продуктов питания и средств личной гигиены, коммунальные операторы и компании из сектора здравоохранения.
Экономика циклична, поэтому за каждым подъемом неизбежно следует спад. Понимание, в какой фазе экономического цикла мы сейчас находимся, позволяет подготовить свой портфель к изменению конъюнктуры, в первую очередь к рецессии. Различают четыре фазы экономического цикла.
Ранняя фаза, или оживление. Характеризуется восстановлением экономики после рецессии. ВВП растет, государство увеличивает денежную массу, снижает налоги. Ставки при этом остаются низкими, но стабильными.
Средняя фаза, или подъем. Самая продолжительная фаза. Во время подъема максимально задействуются производственные мощности, создаются новые предприятия, растет количество рабочих мест и зарплаты, спрос на товары и услуги увеличивается. В результате также растет инфляция, и государство начинает повышать ставки.
Поздняя фаза, или спад. ВВП достиг своего пика и начинает снижаться. Темпы развития экономики замедляются. Производство сокращается, инфляция остается высокой, спрос на товары и услуги падает.
Рецессия. Завершающая фаза экономического цикла. Она характеризуется падением производства и ВВП, негативными потребительскими настроениями, мягкой денежно-кредитной политикой, а также снижением ключевых ставок.
Чтобы понять, какие бумаги вырастут в ту или иную фазу цикла, важно знать, как ведут себя различные сектора в зависимости от экономического цикла. Аналитики американской финансовой компании Fidelity проанализировали данные американского рынка с 1962 года и выяснили, как отдельные сектора реагируют на определенную фазу экономического цикла. Наглядно это представлено на рисунке ниже.
Лучше всего в рецессию себя показывают компании, продающие товары первой необходимости, компании, предоставляющие коммунальные услуги, и компании из сектора здравоохранения, а также оборонный и телекоммуникационный секторы.
Рассмотрим каждый из них по отдельности.
Товары первой необходимости. В этот сектор входят крупные ретейлеры, производители продуктов питания, напитков, алкогольной продукции, а также средств личной гигиены. На американском рынке к таким компаниям относятся Walmart, Target, Tyson Foods, Procter & Gamble и другие. На российском рынке это X5 Group, Магнит, Русагро, Белуга и т. д.
Здравоохранение. К нему относятся компании — производители фармацевтических препаратов, медицинского оборудования, а также больницы и различные поставщики медицинских услуг. В США к сектору здравоохранения относятся Pfizer, Johnson & Johnson, Abbvie и другие. На российском рынке можно выделить компании Мать и Дитя и Институт Стволовых Клеток Человека (ИСКЧ).
Коммунальные услуги. Сюда входят поставщики электроэнергии, газа, воды и т. д. На зарубежных рынках самые крупные коммунальные компании — это NextEra Energy, Duke Energy Corporation, The Southern Company и другие. Среди российских компаний можно выделить Интер РАО, Юнипро, РусГидро и т. д.
Оборонный и телекоммуникационный секторы. В кризис люди продолжают пользоваться связью и интернетом, поэтому телекомы зарабатывают даже в эти непростые времена. В свою очередь, единственным потребителем оборонной продукции является государство, а оборонный бюджет редко меняется в зависимости от экономических условий. Поэтому производителей оборонной продукции также можно считать защитными бумагами.
Не все акции компаний из вышеперечисленных секторов могут быть защитными. Для этого необходимо соблюдение ряда критериев.
Устойчивый бизнес. Чтобы акции компании были защитными, она должна иметь большую капитализацию, а также устоявшуюся бизнес-модель. Только крупные компании с высоким кредитным рейтингом и стабильными денежными потоками могут пройти через кризис без серьезных потерь.
Стабильные дивиденды. Критерий не всегда критичен, но наиболее надежными выглядят компании, которые имеют хорошую дивидендную историю. Особенно на этом фоне выделяются дивидендные аристократы — компании, которые стабильно выплачивают и ежегодно повышают дивидендные выплаты более 25 лет подряд.
Низкая долговая нагрузка. Чем выше долг, тем сложнее компании его обслуживать в периоды повышения ставок и экономической нестабильности. При неблагоприятном стечении обстоятельств высокий долг может негативно повлиять на прибыль эмитента.
Низкий бета-коэффициент. Бета-коэффициент показывает, как отдельная бумага ведет себя относительно остального рынка. Если бета равна 1, то акция движется вместе с индексом. Если больше 1, то это говорит о повышенном риске. К примеру, если бета-коэффициент акции — 2, то при росте индекса на 1%, бумага растет на 2%, то же самое и в обратную сторону. Защитные активы обладают бетой ниже единицы. Узнать бета-коэффициент той или иной бумаги можно при помощи сайтов-скринеров или же посчитать самостоятельно.
Высокий коэффициент Шарпа. Коэффициент Шарпа — это показатель эффективности инвестиционного портфеля. Формула его расчета выглядит так: (Доходность актива – Безрисковая ставка) / Стандартное отклонение. Если коэффициент Шарпа у бумаги выше, чем в среднем по рынку, то она является защитной.
Надежность. Защитными акциями являются акции крупных компаний, которые зарабатывают на протяжении всего экономического цикла. Бизнес таких компаний устойчив и надежен, поэтому инвестор может приобретать такие бумаги на долгий срок.
Низкая волатильность. Не существует акций, которые вообще не реагируют на рыночные обвалы. Отличие защитных акций здесь заключается в том, что их котировки падают не так сильно, как остальной рынок.
Дивиденды. Крупные компании нередко платят дивиденды, которые можно реинвестировать, запустив эффект сложного процента в долгосрочной перспективе.
Меньше доходность. Главный недостаток защитных бумаг — потенциально меньшая доходность, чем среднерыночная. Поэтому, если составить портфель только из защитных акций, снизится не только степень риска, но и потенциал роста.