✅С одной стороны:
🔸Кратный рост компании и самого сектора с 2019 по 2022
🔸Заявление о выплате дивидендов осенью 2023
🔸Потенциал развития
❌С другой:
🔸Замедление темпов роста
🔸Ограничения со стороны Минтранспорта
🔸Сезонный фактор
Но что самое интересное: в процессе анализа и поиска информации по компанию и сектору на просторах интернета понял следующее:
По самокатам очень мало информации!
📊Начнем со структуры рынка самокатов в РФ
⚡️Доля рынка распределена уникальным образом: всего их 40, но более 93% всего рынка контролируют три компании: Whoosh, Юрент и Яндекс.
Говорить буду по большей части про Whoosh, так как акции компании торгуются на Мосбирже, в отличие от Юрента. Кстати, это единственная компания в РФ, вышедшая на IPO в кризисный 2022 год-что уже позитивный индикатор финансового положения компании.
Ну а Яндекс это IT-гигант с кучей других бизнесов. В структуре выручки около 40% отводится на драйв: каршеринг, такси и самокаты, доля которых, конечно, сильно уступает первым двум, поэтом рассматривать Яндекс с «самокатной»парадигмы бессмысленно.
🇷🇺💥Теперь о ключевых трендах самокатного бизнеса в рф:
1️⃣выручка рынка самокатов в 2022 году увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 40%.
2️⃣Экспансия в новые города и активное покрытие новых зон в городах присутствия.
3️⃣Поездки стали более короткими по времени: люди перешли от развлекаловки к деловым поездкам. Большое кол-во аварий-миф. Средний чек за поездку становится ниже.
4️⃣По этой же причине все более популярным становится покупка абонемента на поездки: более 50% постоянных клиентов используют подписку.
5️⃣Потенциал рынка РФ остается: даже в самых покрытых городах (Москва, Питер, Краснодар) кол-во самокатов на 1000 человек в 2-4 раза ниже, чем в развитых странах.
🧐Теперь более подробно пройдемся по каждому из пунктов:
1. Во-первых, увеличение выручки от года к году на 40%-это не про обгоняющий всех и вся рынок. Куча компаний из других казалось бы более устоявшихся сфер имеют лучшие показатели (Яндекс, Самолет). Кроме того, согласно исследованию консалтинговой компании Б1, Среднегодовой темп роста рынка самокатов с 2021 до 2026 составит 60%. Пока результаты заметно хуже. Это первое, что ставит под вопрос потенциал рынка.
2. Экспансия самокатов на новые зоны зависит по большей части не от стратегии компаний и их финансовых показателей, а от госрегулирования: В Москве уже есть ограничение на 40 тыс. самокатов в 2022 году. В дальнейшем кол-во ограничений будет расти, а возможность роста ограничиваться.
3. С одной стороны, изменился портрет среднестатистического пользователя: теперь это больше про работягу, который берет самокат каждый рабочий день от метро до дома и наоборот, чем про туристов и развлекающихся подростков. Доходы с клиентской базы на душу населения стали больше (за счет кол-ва поездок)-позитив. Но поездки короче и средний чек меньше-негатив.
4. Подписка на услуги-новый тренд последнего года и подтверждает тот факт, что рост бизнеса становится все больше зависим не от охвата новых зон и привлечения клиентов, а от частоты и длительности пользования уже привлеченных.
5. Касательно сравнения с зарубежными рынками-ключевая деталь следующая: РЫНОК РФ НА ДАННЫЙ МОМЕНО РАЗВИВАЕТСЯ В 4 РАЗА БЫСТРЕЕ РАЗВИТЫХ СТРАН, И ПОЛНОСТЬЮ ПОВТОРЯЕТ ИХ ДИНАМИКУ РАЗВИТИЯ 2 ГОДА НАЗАД.
Если судить по этапам развития зарубежных рынков-Это означает, что 2023 год-последняя возможность для экспоненциального роста. Но нужно помнить, про культурные особенности. Учитывая лояльность условных скандинавов к великам и неприятие части населения РФ, возможность для роста еще более ограничены.
На фото ниже публикую инфографику со сравнением трех ключевых игроков рынка.
Отсюда видно, что Whoosh и Юрент примерно равные игроки с небольшим перевесом в сторону первого
✔️Whoosh-лидер по количеству поездок
✔️Юрент-лидер по количеству охваченных городов и кол-ву самокатов
Яндексу будет крайне тяжело догнать Вуш и Юрент. Поглощение конкурентов может оказаться вопросом времени.