Walmart представляет большую угрозу для гиганта электронной коммерции, чем наоборот
Когда Amazon объявила о приобретении Whole Foods Market за 13,7 млрд долларов в 2017 году, это последовало за некоторыми странными попытками укрепить свой продуктовый бизнес, некоторые из которых были задуманы самим Джеффом Безосом.
Один из них заключался в разработке «грузовика с мороженым для взрослых», который ездил по окрестностям с мигающими огнями и гудками, чтобы продавать стейки из портерхауса, устриц сигоку, игры Nintendo и другие вкусности. Его тихонько положили на полку.
Другой заключался в том, чтобы создать настолько уникальный продукт, чтобы его могла поставлять только Amazon.
Ответом был «бургер для одной коровы», котлета из говядины вагью, приготовленная из мяса одного животного. Вы все еще можете найти их на его веб-сайте, хотя сейчас их нет в наличии.
Покупка Amazon компании Whole Foods показала, что она будет придерживаться более традиционного подхода к бизнесу супермаркетов. Вероятно, поэтому, когда было объявлено о сделке, цена акций Amazon взлетела, а акции ее конкурентов, таких как Walmart, упали.
Но с тех пор Amazon относится к бакалейным товарам скорее как к научному эксперименту, чем к упражнению в соблазнении, с низкими результатами в Whole Foods и других форматах.
Его наиболее известным дополнением к розничной торговле является технология «просто выйти» в обычных магазинах, эквивалентная онлайн-покупкам в один клик.
Тем не менее, безкассовые супермаркеты больше нравятся гикам, чем бакалейщикам. То, что может сократить трату времени в очередях, также сводит к минимуму то, что некоторым людям нравится в покупках: человеческое взаимодействие у кассы, инстинкт охотника-собирателя, когда они толкаются у прилавка с мясом, колумбийский обмен между коллегами-гурманами у полки со специями.
Amazon пытается обновить опыт.
В прошлом году компания наняла Тони Хоггетта, бывшего руководителя британской сети супермаркетов Tesco, чтобы он привнес бакалейные товары в бизнес, который до сих пор был одержим камерами наблюдения, qr-кодами и сбором данных.
У британца, который начинал как «троллейбус» Tesco в возрасте 16 лет, есть большая работа. Когда недавно посетили магазин Amazon Fresh в Лос-Анджелесе, прилавки со свежим мясом и рыбой были настолько пусты, что выглядели как часть распродажи.
При мистере Хоггетте Amazon пытается сделать магазины Fresh менее бездушными. Человеческие кассиры и кассы самообслуживания вернулись для тех, кто их предпочитает. Опыт Whole Foods используется для переосмысления местоположения магазина.
Это часть усилий, направленных на то, чтобы сделать покупки продуктов на Amazon такими же привычными, как в Walmart.
Энди Джасси, генеральный директор, говорит, что они стремятся создать «массовый продуктовый формат», соизмеримый с размером Amazon. Тем не менее, похоже, что Walmart скорее вторгнется на территорию Amazon, чем наоборот.
Ни одна из фирм не считает себя конкурирующей лицом к лицу с другой. Но они есть, потому что у обоих большие амбиции роста.
Для Walmart это означает расширение электронного бизнеса за пределы бакалейной продукции в сторону обычных товаров, а также привлечение онлайн-клиентов с более высоким доходом. Оба они являются сильной стороной Amazon.
Для Amazon это означает более широкое присутствие в продуктовых магазинах, как в Интернете, где на покупку продуктов питания по-прежнему приходится лишь около 10% американского бизнеса супермаркетов стоимостью 800 миллиардов долларов, так и в офлайне.
В офлайн-рынке лидерство Walmart огромно. У него самое большое присутствие в Америке: около 4700 торговых точек по сравнению с 530 магазинами Whole Foods, 44 магазинами Amazon Fresh и 22 магазинами Amazon Go. На бакалейные товары приходится большая часть продаж, тогда как для Amazon они составляют мизерную долю.
Его «ежедневно низкие цены» работают: исследование, проведенное исследовательской фирмой MoffettNathanson, показало, что эквивалентные продукты на Amazon Fresh намного дороже. Скорость доставки Walmart соответствует скорости Amazon.
То, чего Amazon не хватает в магазинах, она надеется компенсировать членством в своей программе лояльности Prime, которая оценивается в 170 миллионов в Америке по сравнению с примерно 22 миллионами в Walmart+.
В конце концов, компания надеется, что онлайн-покупки продуктов в сочетании с тремя различными форматами — Whole Foods для шикарной еды, Fresh для обычных блюд и Go для самовывоза — позволят клиентам покупать все, что им нужно, через одно приложение.
У Amazon есть еще два преимущества:
колоссальная торговая площадка для сторонних продавцов, которая дополняет ассортимент товаров, доступных на ее веб-сайте,
и рекламный бизнес с огромным доходом в 38 миллиардов долларов в прошлом году, который дополняет ее бизнес супермаркетов.
Тем не менее, поскольку покупателям нравится видеть, чувствовать и нюхать свои продукты, прежде чем покупать их, нехватка магазинов является проблемой.
А, Amazon Fresh доступен чуть более трети американцев.
Напротив, 90% из них живут в пределах десяти миль (16 км) от Walmart. Если бы Amazon открывала 50 новых магазинов Fresh в год, через десять лет их количество достигло бы только текущего показателя Whole Foods. И это было бы «почти преступно безответственным использованием капитала Amazon».
Эта точка зрения распространяется.
Терри Смит, управляющий британским фондом, недавно продал свои акции Amazon, утверждая, что их переход на розничную торговлю продуктами может привести к нерациональному распределению капитала.
Более того, Walmart, похоже, добился большего прогресса в онлайн-продажах и рекламе, чем Amazon в своих реальных магазинах.
Онлайн-продажи Walmart в прошлом финансовом году оценивались в 82 миллиарда долларов, что более чем в четыре раза превышает продажи Amazon в физических магазинах.
Похоже, что он заимствует модель Amazon по привлечению сторонних продавцов на свой сайт, чтобы увеличить ассортимент товаров, увеличить доходы от логистики и увеличить рекламу. В прошлом году продажи рекламы Walmart выросли на 30% до 2,7 млрд долларов.
Это все еще часть от общего объема Amazon. Но нет никаких причин, по которым Walmart не должен наверстать упущенное.
Amazon может подняться в рейтинге, купив крупную сеть супермаркетов. Однако, учитывая антимонопольное давление на крупные технологические компании, это, вероятно, не обсуждается.
Если подход «создавать, а не покупать» является единственным вариантом, ему придется намного лучше объяснить, как он сделает его прибыльным. Продолжая тратить время на эксперименты, Walmart умело копирует свои лучшие ходы.
P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ — ГИБбон — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.