Самолет — одна из крупнейших федеральных корпораций в сфере девелопмента. Девелопер №2 в стране. С амбициями стать №1.
При этом Самолёт сам позиционирует себя не только как девелопера. Компания старается развивать proptech — применение цифровых технологий и сервисов в недвижимости:
Кроме всего вышеперечисленного, Самолёт уже давно строит и обслуживает жилищную инфраструктуру, сети в том числе, имеет свою управляющую компанию. То есть Самолёт продолжает зарабатывать на квартирах даже после их продажи.
Да, пока основная выручка приходит именно от строительства и продажи квартир. Посмотрим, как Самолёт будет развивать прочие направления.
Темпы роста за 2022 год впечатляют:
На рынке РФ не так много прибыльных компаний с выручкой больше 100 млрд руб и темпом роста в 85%. Самолёт растёт даже быстрее Озона.
Чистая прибыль тоже не отстаёт:
При этом продажи растут, даже несмотря на рост ставок и сокращение льготных программ.
В 2023 году компания обещает поддерживать темы роста более 80%. Рост происходит в том числе, за счёт поглощения конкурентов.
В июне 2023 года Самолёт сообщил, что поглощает группу девелоперских компаний МИЦ. Сейчас сделка ожидает одобрение регулятора. Когда сделка будет завершена, Самолёт выйдет на объем текущего строительства в 4,2 млн кв. м по всей России (сейчас 3,3). И до лидера рынка останется совсем немного.
Сама компания сравнивает себя с ПИКом. На момент написания текущей статьи, капитализация ПИКа — в районе 500 млрд руб, а капитализация Самолёта — в районе 200 млрд руб.
При этом у ПИКа строится 5,2 млн кв метров жилья в 2023 году, а у Самолёта — 3,3 (после поглощения МИЦ будет 4,2). А растёт и развивается Самолёт быстрее.
То есть Самолёт считает, что стоить его акции сейчас должны, как минимум, дороже 5000 руб. В 2021 году менеджмент считал справедливой стоимость не менее 6500 руб. Менеджмент ставит себе цель увеличить капитализацию в 5 раз до 1 трлн руб.
Компания предпринимает конкретные шаги для решения этой задачи.
В мае 2023 года был объявлен выкуп акций:
Совет директоров принял решение поручить менеджменту компании осуществить выкуп собственных акций на рынке в размере до 10 млрд рублей до конца 2023 года.
Но в свободном обращении находятся только 9% акций.
Приступить к выкупу Самолёт собирается во второй половине 2023 года. И если он доведёт дело до конца, ему придётся выкупить больше половины всех акций с рынка.
Сама компания заявляет, что столько выкупить не сможет. Как только кол-во акций начнёт сокращаться, стоимость их сильно вырастет.
В этом, кстати, и заключается краткосрочная идея инвестирования в акции Самолёта. Выкуп такой большой доли фрифлоата за короткий срок должен разогнать котировки.
Некоторые акционеры расстроились отсутствием дивидендов по итогам 2022 года.
Но ничего необычного в этом решении нет. Выкуп акций является достойной компенсацией.
При этом сама интрига по дивидендам сохраняется:
Менеджмент подтверждает приверженность группы существующей дивидендной политике и с учетом рыночной динамики намерен предложить совету директоров вернуться к вопросу о дивидендных выплатах в III квартале 2023 года
Возврат к выплате дивидендов всё равно является приятным бонусом, который очень любит наш рынок, где доминируют физические лица.
Компания, которая и быстро растёт, и платит дивиденды, и выкупает свои акции, в текущих условиях будет выглядеть привлекательно.
Здесь та самая причина, почему многие инвесторы скептически относятся к акциям Самолёта (если не учитывать общие текущие риски в экономике РФ, которые актуальны для всех компаний).
У меня была статья на Смартлабе о том, кто выигрывает от повышения ставки ЦБ:
ЦБ собирается повышать ключевую ставку, что делать с акциями
Есть компании, которые проигрывают больше всех (закредитованные).
Девелоперы — отдельный случай. Ипотека занимает большую долю в сделках с недвижимостью. У Самолёта 90% продаж новых квартир через ипотеку. И чем выше ставка, тем недоступнее ипотека.
Да, есть льготная ипотека. Но её доля пока только 1/3 от всех продаж. Так что рост ставки точно затормозит новые продажи квартир.
И дело не только в ипотеке. Для квартиры нужна мебель и бытовая техника. Многие рассчитывают на потребительские кредиты под эти товары. Зачем покупать квартиру, если не хватит денег её отремонтировать и обставить?
Если сократятся покупки новых квартир, цены на жильё начнут падать. Для девелоперов настанут мрачные времена. Все прогнозы с красивыми картинками не будут реализованы.
Здесь — главный риск. Помните об этом.
Недавно была конференция Смартлаба, там Самолёт отвечал на вопросы инвесторов. Мои краткие заметки и мысли после встречи:
Среди девелоперов Самолёт мне нравится больше всех. Темпы роста впечатляют. Внедрение инноваций тоже радует. Компания очень хочет стать №1, шансы есть.
Компания активно работает над раскрытием стоимости. Свой сервис «Самолёт Плюс» сразу строят как отдельный бизнес, рассчитывая провести IPO в 2025 году. К этому году хотят показать оборот через Самолёт и Самолёт Плюс больше 1 трлн руб.
Если вам кажется, что компания стоит дорого, то просто вспомните про темпы роста. При таких темпах мультипликаторы не кажутся высокими.
Самолёт — это ставка на рост экономики РФ. Если вы верите, что в экономике всё будет хорошо, то есть смысл присмотреться к акциям.
У меня акций Самолёта в портфеле пока нет, но я думаю над их покупкой.
Те, кто следит за моим публичным портфелем, знают, что сейчас самая интересная идея на рынке РФ, на мой взгляд, — девальвация. Она ещё не отыграна. То есть Самолёт придётся брать вместо кого-то из экспортёров. Поэтому выбор не очень прост. Буду думать.
Мой телеграм.