Страны Европейского Союза (ЕС) добавили алюминий в список полезных ископаемых и металлов, подпадающих под действие Закона о критическом сырье (CRMA).
Закон является центральным элементом стратегии ЕС по обеспечению необходимых ресурсов для конкуренции с США и Китаем в глобальной гонке за декарбонизацию.
Первоначальное исключение алюминия из CRMA было встречено с возмущением со стороны представителей отрасли: Федерация потребителей алюминия в Европе раскритиковала политиков ЕС за то, что они «делают противоположное тому, что следует делать».
Включение металла в последнюю минуту вместе с бокситами и глиноземом на начальном этапе свидетельствует как о критическом значении алюминия для «зеленой революции», так и о сокращении надежности поставок в Европу.
Алюминий уже является вторым наиболее широко используемым металлом в современном обществе после стали благодаря выгодному соотношению прочности и веса.
Ожидается, что использование будет сильно расти в ближайшие годы, поскольку энергетический переход набирает обороты.
Всемирный банк определил алюминий как «высокоэффективный» и «сквозной» металл во всех существующих и потенциальных технологиях «зеленой» энергетики, от солнечной до геотермальной.
Более того, алюминий будет играть важную роль в легких электромобилях, что позволит автопроизводителям увеличить срок службы литийионных аккумуляторов.
По прогнозам Международного института алюминия (IAI), к 2030 году мировой спрос увеличится почти на 40% до 119,5 млн метрических тонн, а это означает, что алюминиевому сектору необходимо произвести дополнительно 33,3 млн метрических тонн металла в течение десятилетия.
При нынешнем положении вещей Европе будет сложно поднять первичное производство в течение всего этого периода времени.
Производство в Западной Европе неуклонно снижалось в течение последних 15 лет, при этом темпы производства упали с более чем 4,5 миллиона метрических тонн до нынешних 2,7 миллиона.
Сектор был зажат между высокими европейскими ценами на энергоносители и годами высокого китайского экспорта, в основном в виде полуфабрикатов.
Алюминиевые заводы потребляют много энергии, и этот сектор еще раз пострадал от энергетического кризиса, последовавшего за конфликтом России и Украины.
По данным ЕС, в период с октября 2021 года по март 2022 года Европа потеряла еще 850 000 тонн основных плавильных мощностей.
Некоторые из них, такие как испанский завод Alcoa, вернутся после того, как будут обеспечены новые источники энергии с низким уровнем выбросов углерода. Некоторые вполне могут никогда не вернуться.
По данным ЕС, потребление алюминия в Европе составляло в среднем чуть более 5,0 млн метрических тонн в год в период с 2016 по 2020 год.
За тот же период зависимость от импорта составляла в среднем 56%, что намного ниже, чем 89%-ная зависимость блока от импорта бокситов и, вероятно, причина, по которой планировщики ЕС изначально не включили алюминий в CRMA.
Однако ключевое различие заключается в том, откуда Европа получает бокситы и первичный алюминий.
Импорт бокситов в период 2016—2020 гг. поступал в основном из Гвинеи (70%), Бразилии (14%) и Сьерра-Леоне (10%).
В импорте первичного алюминия, напротив, преобладал российский металл, на который, по данным ЕС, приходилось в среднем 33% за тот же пятилетний период. Следующим крупнейшим поставщиком был Мозамбик, на долю которого приходилось 17% от общего объема импорта, за ним следовала Исландия, на долю которой приходилось еще 14%.
И Соединенные Штаты, и Великобритания ввели штрафные пошлины на импорт российского металла, но важность России для цепочки поставок в Европу означает отсутствие официальных европейских санкций против Русала, доминирующего производителя в России.
Однако зависимость от российских поставок весьма проблематична, учитывая рост напряженности между ЕС и его восточным соседом после вторжения на Украину в феврале 2022 года.
Если бы российские поставки были исключены из картины импорта, зависимость Европы от алюминия стала бы намного острее.
Включение алюминия в список важнейших сырьевых материалов Европы является важной победой для алюминиевого сектора региона.
Однако это только начало.
Сохранение того, что осталось от основных плавильных мощностей блока, не говоря уже о его восстановлении, зависит от дешевой электроэнергии, которой ЕС сейчас не хватает.
Проблема усугубляется необходимостью производителей алюминия снизить углеродный след. Для этого требуется много возобновляемой энергии, чего в регионе еще больше не хватает.
Предложенный ЕС механизм регулирования углеродных барьеров является еще одним яблоком раздора. Европейская алюминиевая промышленность опасается, что это повысит стоимость импорта, но не окажет никакого влияния на глобальные выбросы в отрасли, в которой доминирует Китай.
Стоит помнить, что европейские переработчики также платят импортные пошлины как на первичный алюминий, так и на его сплавы в результате старых попыток защитить плавильные заводы региона.
Эти импортные пошлины, очевидно, лишь замедлили, но не остановили неуклонный спад металлургического производства в Европе.
CRMA ЕС устанавливает цели самообеспечения к 2030 году: 10% потребления блока для производства, 20% для рециклинга и 50% для обработки. Последние два только что были повышены с 15% и 40% соответственно.
Кроме того, не более 65% импорта должно поступать от любого отдельного поставщика.
Если ЕС собирается достичь всех этих целей по алюминию, ему потребуется целостный подход, который включает доступное ценообразование на экологически чистую энергию, переосмысление своих устаревших импортных пошлин и возможную доработку предлагаемого механизма ограничения выбросов углерода, чтобы отразить реальность мирового алюминиевого сектора.