Однако при ближайшем рассмотрении история спроса не совсем убеждает. Несмотря на более медленное восстановление, Китай потреблял 16 млн баррелей нефти в день в апреле, что является рекордом. Восстановление грузоперевозок, туризма и путешествий после мрачного периода нулевого уровня covid означает, что используется больше дизельного топлива, бензина и авиатоплива. В Америке падение цен на бензин на 30% по сравнению с прошлым годом является хорошим предзнаменованием для летнего автомобильного сезона. В Азии и Европе, как ожидается, сохранятсявысокие температуры, что создаст больший спрос на газовую генерацию электроэнергии для охлаждения.
Более убедительное объяснение можно найти в уравнении предложения. Последние два года высоких цен стимулировали добычу за пределами ОПЕК. Нефть поступает из Атлантического бассейна при помощи сочетания традиционных скважин (в Бразилии и Гайане) и добычи сланцев и битуминозных песков (в Америке, Аргентине и Канаде). Норвегия также добывает больше. Банк JPMorgan Chase оценивает, что добыча вне ОПЕК вырастет на 2,2 млн баррелей в сутки в 2023 году.
Теоретически это должно быть уравновешено сокращениями добычи, объявленными в апреле основными членами ОПЕК (на 1,2 млн баррелей в сутки) и Россией (на 500 000 баррелей в сутки), к которым Саудовская Аравия добавила еще 1 млн баррелей в сутки в июне. Однако добыча в этих странах упала не так сильно, как было обещано, — и другие страны ОПЕК наращивают экспорт. Объемы Венесуэлы растут благодаря инвестициям американского гиганта Chevron. Цены в Иране достигли максимума с 2018 года, когда Америка ввела новые санкции. Действительно, пятая часть мировой нефти сейчас поступает из стран, находящихся под западным эмбарго, продается со скидкой и тем самым помогает снизить цены.
Что касается газа, то ситуация с поставками сложнее: главный российский трубопровод, доставляющий в Европу,остается закрытым. Но завод Freeport LNG, на который приходится пятая часть американского экспорта сжиженного природного газа и который пострадал в результате взрыва в прошлом году, снова работает. Другие виды российского экспорта в континентальную Европу продолжаются. Поставки из Норвегии полностью возобновятся в середине июля. Что наиболее важно, существующие запасы в Европе огромны. Хранилища блока заполнены на 73% по сравнению с 53% год назад и находятся на пути к достижению целевого показателя в 90% до декабря. В богатых азиатских странах, таких как Япония и Южная Корея, также достаточно газа.
Цены вполне могут вырасти позже в этом году. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть достигнет рекордных 102,3 млн баррелей в сутки в течение 2023 года. Предложение нефти также достигнет рекордного уровня, но МЭА считает, что во второй половине 2023 года рынок столкнется с дефицитом — эту точку зрения разделяют многие банки. С приближением зимы конкуренция за поставки СПГ между Азией и Европой усилится. Ставки фрахта на зимний период уже растут в ожидании.
Тем не менее, кошмар прошлого года вряд ли повторится. Многие аналитики ожидают, что нефть марки Brent останется вблизи 80 долларов за баррель и не достигнет трехзначных значений. Рынки фьючерсов на газ в Азии и Европе указывают на рост к осени на 30% по сравнению с сегодняшними уровнями, а не на что-то более экстремальное. За последние 12 месяцев сырьевые рынки адаптировались. Теперь требуется нечто большее, чем просто намек на плохие новости, чтобы цены взлетели до небес.