👉 Вагит Алекперов родился 1 сентября 1950 г. в городе Баку в семье рабочего-нефтяника. Его отец вернулся после окончания Великой Отечественной войны с тяжелым ранением. Отдав без остатка последние восемь лет жизни бакинским нефтепромыслам, он ушел из жизни, когда Вагиту было три года.
👉 Cвою трудовую деятельность Вагит Алекперов начал в качестве лаборанта гидромеханической лаборатории Азербайджанского научно-исследовательского института по добыче нефти в 1968 году. Уже в ходе учебы в Азербайджанском институте нефти и химии имени М. Азизбекова он освоил профессию оператора по добыче нефти и газа
👉 В 1992 г. он утвержден президентом государственного нефтяного концерна «Лангепасурайкогалымнефть», ставшего впоследствии основой компании «ЛУКОЙЛ». В 1993 г. Вагит Алекперов возглавил совет директоров и правление ОАО «ЛУКОЙЛ» и был утвержден на посту президента компании. В настоящее время ОАО «ЛУКОЙЛ» – одна из крупнейших независимых нефтяных компаний в РФ
Дальше исторические факты из прошлого:
👉 Череда «дворцовых переворотов» во времена «дамского правления» существенно ослабила внешнеполитические позиции Российской империи. В результате по Рештскому договору (1732 г.) и Гянджинскому трактату (1735 г.) прикаспийские области были возвращены Персии. И таким образом для россиян нефть вновь стала «заморским товаром».
👉 Откупная система на российских нефтяных промыслах привела к парадоксальному явлению: несмотря на наличие в стране огромнейших углеводородных запасов, улицы Санкт-Петербурга, Москвы и других городов в начале 60-х гг. XIX в. освещались фонарями, керосин для которых доставлялся из США
👉 Великий русский ученый Дмитрий Менделеев (1834-1907) писал: «Препятствия нефтяному делу, в сущности, лежат в эксплуатации нефтяных источников. Нефтяные источники Кавказа отдаются откупщикам нефти. Им нет никакого расчета, имея краткосрочный откуп, заводить большое и хлопотливое дело, затрачивать капиталы на разведку и пробное бурение, рыть 9 колодцев для того, чтобы десятым окупить все свои расходы. Может, этот десятый придется уже на то время, когда настанет срок откупу, или когда откупщик не в состоянии уже будет долго пользоваться плодами своей предприимчивости при некоторой степени риска, неизбежного в нефтяном деле. Откуп парализует ход нефтяной разработки, а следовательно, и все нефтяное дело».
👉 18 января 1874 г. может по праву считаться знаменательной вехой в отечественной истории. В этот день была учреждено «Бакинское нефтяное общество» – первая акционерная компания в российской нефтяной промышленности.
👉 В докладе Правления «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» общему собранию пайщиков в апреле 1883 г. было подчеркнуто: «Задачей Товарищества было вытеснить предварительно американский керосин из России, а затем начать вывоз керосина за границу»
👉 В 1886 году 44 китобойных судна после целого сезона добыли 20 307 бочек китового жира, и это «количество соответствует всего дневной норме производительности одного нефтяного колодца в Баку»
👉 Американское издание Engineering, утверждая: «в отношении смазочных масел не может быть никакого сомнения, что русский продукт имеет огромные преимущества перед американским… Русские масла выдерживают самые строгие испытания и вместе с тем обладают замечательно высокой вязкостью относительно их удельного веса». Своеобразной оценкой высокого качества российских нефтяных масел со стороны американских нефтепромышленников стало использование ими рекламной фразы «такое же, как и русское масло», которое они стали помещать на упаковках своей продукции.
👉 В 1898 году впервые Российская империя превзошла США по объемам добычи нефти. Нефтяная промышленность России добыла 631,1 млн пудов нефти, что составило 51,6% от мировой добычи. Объем добытой нефти в США в пересчете на пуды равнялся 516,7 млн.
👉 Необходимость удержать рынок в своих руках заставляла Standard Oil Co. в различное время сильно понижать цены на экспортный керосин в Нью-Йорке. Понижение это было иногда столь значительно, что, например, в августе 1904 г. галлон экспортного керосина котировался 4,8 цента, в то же время как там же галлон сырой нефти стоил 5 центов, то есть на 0,20 дороже обработанного продукта
👉 Телеграмма, подписанная Владимиром Ульяновым (Лениным) в феврале 1920 г., направленная партийным функционерам Ивару Смилге (1892-1937) и Григорию Орджоникидзе (1886-1937) относительно кубанских и грозненских промыслов: «Нам до зарезу нужна нефть. Обдумайте манифест населению, что мы перережем всех, если сожгут и испортят нефть и нефтяные промыслы, и наоборот даруем жизнь всем, если Майкоп и особенно Грозный передадут в целости».
👉 «От количества нефти, отправляемой из Баку, зависит участь России. Без топлива, без нашего мазута, без наших смазочных масел нельзя пустить московские и нововознесенские фабрики, питерские и поволжские заводы, нельзя снабдить ситцем, гвоздями и сельскохозяйственными орудиями деревни… нельзя вовремя и с надлежащей скоростью передвигать нашу революционную Красную Армию для защиты республики».
👉 К началу 1921 году на Апшеронском полуострове действовало всего 960 эксплуатационных скважин против 3500 в 1913 году. Объем переработки нефти также упал до 100-150 тысяч т с 250 тысяч по сравнению с 1918 годом. Не лучше было положение на Кубани и в грозненском нефтяном районе. Дополняла эти трудности и существовавшая в то время на мировом рынке «нефтяная блокада» Советской России, созданная объединенными усилиями ряда западных правительств и ведущих корпораций и которую надо было решительно прорвать.
История о том, как Советский Инженер поехал к Рокфеллеру и очаровал его своим подходом к делу и… внешним видом. Получил кредит и оборудование для бакинской нефти!
👉 Однако главной проблемой для Александра Серебровского в приобретении американского нефтепромыслового оборудования был вопрос об оплате. На тот момент трест «Азнефть» не располагал необходимыми валютными ресурсами и не имел никакой возможности получить кредиты в зарубежных банках. Исполнительный директор Standard Oil Company of New Jersey Уолтер Тигл также со своей стороны не мог дать даже гарантии поставщикам оборудования, ведь по американским условиям это классифицировалось как предоставление «Азнефти» долгосрочного кредита. По его словам, вопрос о платежах мог решить только сам Джон Рокфеллер-старший, отец-основатель «Standard Oil Company», в те годы включавшийся в дела корпорации только в исключительных случаях.
Александр Серебровский решил рискнуть и обратился с письмом к Джону Рокфеллеру с просьбой о личной встрече и неожиданно для всех получил от него согласие. Вот как описывает в своих воспоминаниях эту встречу инженер Серебровский: «Старик почти всегда жил в одном из загородных имений. Проехав верст сто от Нью-Йорка, мы свернули в парк, огороженный забором с красивыми воротами. Дом был довольно прост, как и вся обстановка, удобная, приспособленная к привычкам старого дельца. Старик принял меня в своей комнате, где он отдыхал после работы. Он старался не казаться сухим и неопрятным, как мне рассказывали. Обнаружил способность улыбаться, сказал, что теперь время отдыха в его распорядке, но он знает меня как приятного собеседника и уверен, что еще больше отдохнет от нашего разговора. Он был прекрасно информирован о делах в Баку … о наших богатствах. Несколько раз подчеркнул, что они готовы поддержать советскую промышленность при условии, если мы будем его союзниками… Я предложил две комбинации. Первая: он даст гарантийное письмо своему банку оплачивать акцептованные нами счета поставщиков из будущей выручки за нефтепродукты… Рокфеллер долго думал, затем посмотрел на меня внимательно и неожиданно согласился. Вторая: чтобы он дал письмо поставщикам, в котором рекомендовал бы нас как покупателей ему известных, и рекомендовал давать нам такую же скидку по счетам, как «Стандарт». На это Рокфеллер пошел много охотнее. Было около пяти, и нам подали чай. Старик налил мне чаю, угостил печеньем с джемом, затем пригласил погулять. Ходил он быстро и долго, полтора часа, обошел весь огромный лесопарк. Я еле поспевал за ним, болела нога. Мы пообедали вдвоем, затем он пошел разбирать почту, а меня оставил ночевать, как я не просился в Нью-Йорк… Утром меня подняли ни свет ни заря. Старик шел гулять перед завтраком и пожелал во время прогулки побеседовать… После завтрака я распрощался и уехал».
Александр Серебровский узнал, что же было одной из причин столь быстрого согласия Джона Рокфеллера на советские коммерческие предложения. Оказывается, нефтяной магнат заметил, что на одном ботинке директора треста «Азнефть» была небольшая заплата, и он сказал своему финансовому директору: «Этому человеку можно поверить в долг. Он не транжира, не пьет вина, не курит и мне понравился». По свидетельству его родных и близких, Джон Рокфеллер был очень скуп и ему импонировали скромные и экономные люди.
На промыслах Лонг-Бича инженер Серебровский проработал некоторое время на буровой, выполняя нелегкие обязанности рядового рабочего, стремясь научиться бурить, как лучшие американские специалисты. Он внимательно изучал деятельность операторов нефтепромыслового оборудования, вникая в особенности эксплуатационного обслуживания машин и механизмов. После изучения документации руководитель «Азнефти» приступил к написанию монографии по нефтяной промышленности, которая впоследствии на многие годы стала настольной книгой советских нефтяников.
👉 По оценке генерал-полковника Василия Никитина, начальника Службы горючего ВС СССР, за годы Великой Отечественной войны Советские Вооруженные силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн т различного рода горючего.
👉 Как непосредственный участник освоения Западносибирской провинции, вспоминая начальный этап Великой сибирской нефтяной эпопеи, могу сказать, что это был особый период сравнимый, пожалуй, с военным временем. В тяжелейших климатических условиях, именно самоотверженный труд многих тысяч советских инженерно-технических специалистов и рабочих, а также необычайно высокая концентрация материальных и финансовых ресурсов, эффективная система управления, новые технические и технологические решения позволили отечественной нефтяной промышленности в итоге достичь невиданного в мировой практике результата
Вагит Алекперов в своей книге про поздний СССР:
👉 «Неуклонно снижалась производительность труда. Упал престиж квалифицированного труда. В государственных структурах процветало бумаготворчество, приписки, очковтирательство, корректировка планов в сторону уменьшения. Всеобщее возмущение в обществе вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы аппарата управления, произвол и безответственность чиновников, растущая среди них коррупция.»
👉 «Советские лидеры не осознавали то, что система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника творческой инициативы, волевом, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска качественной продукции.
👉 Следовало установить равноправные социальные и коммуникативные связи, наладить интенсивный обмен разнообразной информацией, экологизировать промышленное производство и многое другое. Страх перед непониманием сущности глобальной информационной революции ставил в тупик правящую элиту СССР, состоящую в основном из лиц преклонного возраста, ведь, по их мнению, любые перемены были бы губительны для «священного дела социализма».»
👉 Стагнирующая и дряхлеющая административно-командная советская система с каждым годом все больше и больше «садилась на углеводородную иглу». Усиление политической нестабильности в стране и ухудшение мировой экономической ситуации к концу 80-х гг. ХХ в. также оказали свое негативное влияние на ситуацию в СССР.
👉 В июле 1991 г. Михаил Горбачев обратился с письмом к руководителям стран «большой семерки», чтобы его включили в состав участников встречи в Лондоне. Им также было подготовлено развернутое обращение с обоснованием срочной финансовой помощи для советской экономики. Генсек Горбачев был приглашен на встречу в Туманном Альбионе, сфотографировался вместе с западными лидерами, но денег для страны так и не получил.
👉 Механическое, шаблонное внедрение теоретических постулатов «чикагской экономической школы» со стороны членов правительства младореформаторов во главе с Егором Гайдаром, и в особенности министра топлива и энергетики Владимира Лопухина, привело к принятию многочисленных противоречивых и необоснованных финансовых и управленческих решений по регулированию деятельности российского нефтегазового комплекса, что во многом определило последующие острые кризисные явления в отрасли и самое главное, способствовало закреплению и развитию в среде предпринимателей понятий «закона джунглей» как своеобразного принципа экономического поведения.
👉 Варандейский нефтяной отгрузочный терминал в Баренцевом море, представляющий собой уникальное техническое сооружение, которое спроектировали и построили российские специалисты завода по производству строительных металлоконструкций ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». Это первый в мире морской ледостойкий нефтяной причал, который круглогодично работает в суровых условиях Арктики. Он предназначен для экспорта морским путем нефти, добываемой ЛУКОЙЛом на севере Ненецкого автономного округа.
👉 Необходимо изменить сложившуюся ситуацию, сформировать привлекательный инвестиционный климат в России. С этой целью потребуется: улучшение законодательства, разработка системы ускоренного урегулирования споров, признание международных стандартов финансовой отчетности, защита прав миноритарных акционеров, создание прозрачных отношений в бизнесе, борьба с коррупцией. Российская экономика должна быть открытой и прозрачной, а условия для инвестирования должны быть транспарентными и равными для всех.
Последнюю цитату можно выбивать в камне. ЛУКОЙЛ в плане отношения к миноритариям и, как частная компания, — большие молодцы. Есть ли в этом заслуга Вагита Алекперова? Безусловно.
Книга отличная и интересная, ставлю 5/5.
Вот и весь фундаментальный анализ нашего нефтегаза.
Он все ещё при деле
Большое спасибо, Олег!
Отличная книга для библиотеки долгосрочного инвестора!