Предпосылки инвест-идеи:
До конца года Росимущество разработает маркетплейс по продаже госсобственности, — замглавы Минфина Моисеев
Участвовать в торгах смогут «все желающие», включая индивидуальных предпринимателей, а в маркетплейсе будет предусмотрена вся электронная цепочка. Продажа будет проходить в рамках аукциона. Если число претендентов будет равно 1, то имущество будет продаваться по оценочной стоимости.
Большая приватизация в РФ должна состояться, но надо понять, что продавать, надо сформировать рынок – замглавы Минфина Моисеев — Прайм.
Фондовый рынок может стать для госкомпаний источником средств вместо бюджета — первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин
Средний free float российских компаний ниже зарубежных образцов, его увеличение дало бы серьезный инвестиционный ресурс, а для эмитентов с госучастием обеспечило бы привлечение средств без задействования бюджета.
Наиболее подготовленным для приватизации является НМТП.
В 2016 году Правительство РФ планировало приватизированы Совкомфлот, ВТБ и НМТП[i]. Совкофлот был приватизирован в 2020, ВТБ был приватизирован в 2023 году, во время второй эмиссии акций, выкупаемой пенсионными фондами Газпромбанка и другими инвесторами. Это означает, что НМТП – единственный оставшийся актив, а госпакет в 20% НМТП может быть приватизирован в пользу АК Транснефть.
Последний раз с рынка Транснефть приобретала акции порта в 2013 году, когда дочерняя структура ООО «Транснефть-сервис» купило GDR на LSE на 10,5% капитала[ii]. РЖД неоднократно заявляли, что готовы продать свой пакет[iii]. Материнская государственная компания АК Транснефть на балансе в 2021 году имела 397 млрд. руб. денежных средств, а прибыль составляла 180 млрд. руб. Поэтому может найти около 30 млрд. руб., которые пойдут, в доходы бюджета и в РЖД на дальневосточные транспортные проекты.
Так как существуют ограничения на приватизацию для госкомпаний, то партнёром по покупке акций НМТП может выступить, например, Газпромбанк, как финансовый консультант. Банк в 2017 году создал фонд с акциями самой Транснефти, для выкупа долей UCP[iv] и может повторить данную схему для привлечения дружественных инвесторов.
На момент проведения IPO НМТП в 2007 году доля GDR составляла 14%[v]-18.41%[vi] капитала[vii], за счёт чего расписки дважды попадали в индексы FTSE Small Cap на LSE. В 2021 году приток инвестиций в расписки НМТП на уровне 36 дневного среднего объёма торгов, около $16 млн., привёл к росту на бирже с 7,2 руб. до 8,5 руб[viii]. Новороссийский морской торговый порт с 3 августа 2022 года прекратил программу GDR в депозитарии программы J.P.Morgan Chase Bank[ix]. На момент прекращения программы в 2022 году, перед конвертацией в акции, доля расписок не превышала 5,5498% капитала, из которых 2,6686% было казначейскими[x]. Нерезиденты с 2022 года из капитала могли выйти только в убыток, а купить акции у них мог только НМТП (АК Транснефть).
Исходя из структуры капитала, АК Транснефть может увеличить долю с 50,11 до 75,61% (все казначейские пакеты, плюс, арестованный пакет Группа Сумма). Что даст право собрать по оферте оставшиеся акции НМТП. В том числе, у дружественных инвесторов, которые выкупят по высокой цене пакет в 20% у Росимущества. Госхолдинг превысит долю в 95,6% капитала. и сможет консолидировать с премией 100% капитала НМТП, провести делистинг. Как в Евангелии, последний получит всё, «последний станет первым»[xi].
НМТП, в 2021 году, по расчётам, имел 16 млрд. руб. чистого денежного потока, 20 млрд. руб. чистой прибыли и чистый долг в 19,5 млрд. руб. Дивиденд составил 0,54 руб. на акцию. За 2022 год расчётная прибыль сохранится. Дивидендная выплата будет 0,5-0,6 руб. на акцию. Но, начиная с 2023 года, из-за роста тарифов на 8-65%, эмбарго ЕС и работы «теневого флота», ухода скидок на нефть, результаты будут более впечатляющие из-за нефтегазовой специализации[xii]. Капитализацию определит тенденция по ежегодному сокращению долга на $100 млн. (7-7,5 млрд. руб.) позволяющая НМТП уже в 2023 году полностью выплатить долг и стать «денежной машиной». Расчётно, объёмы перевалки сохранятся. Плюс, может увеличиться грузооборот из Приморска. При среднем росте тарифов на 50%, расчётный дивиденд за 2023 год будет 0,8 руб.
Основная идея в акциях НМТП – это участие в специальных корпоративных событиях. Есть хорошие шансы, что будет ориентация на прежнюю оценку порта при приватизации и выкупе. Например, по 8,22 руб.- 16 руб. за акцию, до цены IPO, по которой в капитал вошли РЖД.
Рисунок 1 Структура капитала НМТП создаёт предпосылки для сделки M&A
Рисунок 2 Грузооборот НМТП по 1 квартал 2023 года (с 2022 года данные — на основании динамики перевалки грузов в Азово-Черноморском и Балтийском бассейнах). Характерен существенный рост перевалки наливных грузов на 8,7% с 2023 года и на 40% — сыпучих грузов в 2022-2023 годах.
Источник: НМТП, ПТП, Минтранс РФ
Рисунок 3 Прогноз снижения чистого долга ПАО «НМТП». Чистый долг в 2023 году должен обнулиться, млрд. долл.
Рисунок 4 Текущая рыночная оценка ПАО «НМТП», по прогнозу EBITDA и чистого долга. В 2023 году, после делевериджа, капитализация будет зависеть от M&A и выплаты дивидендов, млрд. долл. (левая ось)
[i]Росимущество https://www.infox.ru/news/194/169262-pravitelstvo-soglasovalo-privatizaciu-sovkomflota-nmtp-i-vtb
[ii] ООО «Транснефть-сервис» увеличило долю в НМТП до 10,5% акций https://portnews.ru/news/170301/
[iii] РЖД может продать свою долю в НМТП с пакетом «Транснефти» или госдолей https://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/11/18/665838-rzhd-nmtp
[iv] Газпромбанк раскрылся в «Транснефти». Коммерсант. https://www.kommersant.ru/doc/3305405
[v] НМТП. https://portnews.ru/news/32479/
[vi] НМТП. http://mergers.ru/news/JP-Morgan-stal-akcionerom-Novorossijskogo-morskogo-torgovogo-porta-37039
[vii] После IPO капитализация НМТП составила около $4,9 млрд. https://www.rbc.ru/economics/02/11/2007/5703c9ad9a79470eaf767a7c
[viii] Finam: Акции НМТП включены в индекс FTSE Small Cap. НМТП. https://nmtp.info/holding/press-centre/publications/news_detail.php?ID=9954
[ix] НМТП расторгнет депозитарное соглашение с J.P.Morgan (interfax.ru). https://www.interfax.ru/business/840228
[x] НМТП. Структура акционерного капитала. Годовой отчёт за 2020 год.
[xi] Евангелие. (Матфей 19:30, Матфей. 20:16, Марк 10:31, Лука 13:30)
[xii] Ведомости,Forbes. https://www.forbes.ru/biznes/483825-metallurgi-pozalovalis-v-fas-na-rost-tarifov-na-perevalku-v-novorossijskom-portu
Повторю свой убеждение — питерские уже не те…