Рис. 1: Динамика рынка гипермасштабируемых ЦОД
С ростом популярности ИИ на волне хайпа ChatGPT ключевые провайдеры облачных услуг вступили в гонку за предложение клиентам наиболее быстрых и удобных решений в сфере ЦОД для ИИ. В силу более существенных потребностей в аппаратных мощностях современный ИИ требует скорости обработки данных превышающей 100-400 Гбит/с. Такую скорость могут обеспечить прежде всего так называемые гипермасштабируемые ЦОД (hyperscalable data centers) и то кто из ключевых провайдеров сможет обеспечить своим клиентам наиболее оптимальные условия на рынке гиперскейлеров, будет зависеть кто окажется победителем в гонке за конечного потребителя.
Гипермасштабируемые центры обработки данных значительно больше, чем корпоративные центры обработки данных, и из-за преимуществ экономии за счет масштаба и индивидуального проектирования они также значительно превосходят их. По мощности они преимущественно превышают 5000 серверов, по площади — в основном больше 10 000 квадратных футов. В силу своей внутренней архитектуры и модели связи серверов «каждый с каждым» они обладают рядом преимуществ перед обычными ЦОД, в том числе и обычными облачными ЦОД:
- Гибкость и масштабируемость, прежде всего благодаря горизонтальному масштабированию. Это обеспечивает лучшую сбалансированность рабочих нагрузок и размеренное распределение ресурсов. По мере увеличения или уменьшения спроса такие ЦОД могут легко адаптироваться и соответствовать этому спросу, независимо от масштаба
- Сокращение времени простоя. Поскольку гиперскейлеры уделяют большое внимание автоматизации и большому количеству доступных ресурсов, время простоя сокращается
- Повышенная эффективность. От эксплуатации до охлаждения гипермасштабные центры обработки данных предназначены для работы с максимальной эффективностью
На текущий момент все ключевые провайдеры имеют в своем арсенале гиперскейлеры, но большую долю на этом рынке (как и в облачных решениях для дата центров в целом) занимает Amazon. Вместе с тем, мы постараемся доказать, что у Google есть ряд значительных преимуществ перед конкурентами в этом направлении.
Общий анализ
Ключевая проблема, с которой рынок облачных решений столкнулся в 2023 г — это значительная заинвестированность в 2021-2022 гг, которая привела в условиях снижения платежеспособного спроса к избытку предложения на рынке, в то время как в 2023 г провайдеры начали массово сокращать расходы. Все это приводит к тому, что по мнению аналитиков сами по себе темпы роста public cloud в будущем будут намного ниже. Это уже отразилось в динамике выручки ключевых провайдеров.
Рис. 2: Темпы роста выручки Azure vs AWS
С другой стороны, пользователи все чаще начинают диктовать провайдерам свои условия, в том числе ценовые. Этому в ситуации с гиперскелерами способствует еще и то, что большинство из них используют архитектуру multicloud, позволяющую совмещать услуги, предоставляемые разными провайдерами. Но в то время, как мультиоблако в силу того, что AWS пока не предоставляет подобных Azure и GCP сред внутренней коллаборации для последнего скорее является угрозой, Google во многом выигрывает от него.
В своем соревновании с AWS и Azure компания Google сосредоточилась на предоставлении клиентам именно многооблачных возможностей, понимая, что некоторые из клиентов не откажутся полностью от AWS или Azure. Из-за этого сейчас Google уделяет гораздо больше внимания тому, чтобы быть доступным для клиентов в их частных центрах обработки данных через такие сервисы, как Anthos и Apigee. Именно благодаря этим инструментам и multicloud как таковому Google сможет по нашим оценкам увеличить долю на рынке гиперскейлеров до 12-15% в течении ближайших пяти-семи лет.
Финансовые результаты: GCP
Alphabet, материнская компания Google, сообщила о доходах от облачных вычислений в размере 7,4 млрд долларов в первом квартале 2023 года по сравнению с 5,8 млрд долларов в первом квартале 2022 года и незначительном увеличении по сравнению с 7,32 млрд долларов в 4 квартале 2022 года.
В этом квартале Google Cloud получила прибыль в размере 191 млн долларов по сравнению с убытком в 706 млн долларов в предыдущем году. Это первая прибыль, опубликованная Google Cloud с тех пор, как компания начала выделять выручку от облачного бизнеса как отдельный элемент. Google Cloud, первоначально известный как App Engine, был запущен в 2008 году. 15 лет назад.
Компания также объявила о пересмотре предыдущих результатов в связи с изменением способа распределения затрат, что сократило ранее заявленные убытки. Убытки GCP за 2022 год были пересчитаны следующим образом:
- 706 млн долларов США за первый квартал с ранее заявленных 931 млн долларов США;
- Q2 590 млн долларов с 858 млн долларов;
- Q3 440 миллионов долларов с 699 миллионов долларов; и 4 квартал 186 млн долларов с 480 млн долларов.
В целом выручка компании составила 69,787 млрд долларов (на 1 млрд долларов больше, чем в первом квартале 2022 года), а прибыль — 15,05 млрд долларов (снижение на 1,38 млрд долларов).
Сундар Пичаи, генеральный директор Alphabet и Google, сказал:
«Мы довольны результатами нашего бизнеса в первом квартале, хорошими результатами поиска и динамикой в облаке. Мы представили важные обновления продуктов, основанные на искусственном интеллекте. North Star дает самые полезные ответы для наших пользователей, и мы видим впереди огромные возможности, продолжая наш долгий путь инноваций».
Компания отметила сокращение амортизационных отчислений на 988 миллионов долларов в результате изменения предполагаемого срока полезного использования серверов с четырех до шести лет и определенного сетевого оборудования с пяти до шести лет.
Рут Порат, финансовый директор Alphabet и Google, добавила:
«Устойчивость в поиске и динамика в облаке привели к тому, что в первом квартале консолидированная выручка составила 69,8 млрд долларов, что на три процента больше по сравнению с прошлым годом, или на шесть процентов больше в постоянной валюте. Мы по-прежнему привержены обеспечению долгосрочного роста и созданию возможностей для инвестиций в наши наиболее привлекательные области роста путем реорганизации нашей базы затрат».
Во время последующего объявления о прибылях и убытках Пичаи отметил, что компания прилагает усилия для повышения эффективности своей инфраструктуры.
«Мы предпринимаем значительные многолетние усилия по экономии средств, например, по улучшению использования машин и поиску более масштабируемых и эффективных способов обучения и обслуживания моделей машинного обучения», — сказал он.
«Мы делаем наши центры обработки данных более эффективными, перераспределяя рабочие нагрузки и оборудование там, где серверы используются не полностью. Это важная работа, поскольку мы продолжаем вкладывать значительные средства в инфраструктуру, чтобы реализовать наши многочисленные возможности ИИ».
Финансовый директор Порат отметил продолжающееся замедление роста расходов клиентов на облачные технологии: «В первом квартале мы продолжали наблюдать замедление роста потребления, поскольку клиенты оптимизировали расходы на GCP, отражая макроэкономический фон, который остается неопределенным. Что касается операционных показателей, мы по-прежнему сосредоточены на обеспечении долгосрочного прибыльного роста в облаке, продолжая инвестировать, учитывая существенные возможности».
Финансовые результаты: Azure
Доходы Microsoft от подразделения Intelligent Cloud, в котором размещается Azure, составили 22,1 миллиарда долларов и увеличились на 16 процентов по сравнению с прошлым годом. При этом доходы от серверных продуктов и облачных сервисов выросли на 17%, что, по словам компании, было обусловлено ростом доходов Azure и других облачных сервисов на 27%. В четвертом квартале 2022 года выручка облачного подразделения Microsoft составила 21,51 миллиарда долларов.
Общая выручка компании составила 52,9 миллиарда долларов, увеличившись на семь процентов по сравнению с прошлым годом. Операционная прибыль составила 22,4 миллиарда долларов и увеличилась на 10 процентов, а чистая прибыль составила 18,3 миллиарда долларов и увеличилась на девять процентов.
«Самые передовые в мире модели искусственного интеллекта объединяются с самым универсальным в мире пользовательским интерфейсом — естественным языком — для создания новой эры вычислений», — сказал Сатья Наделла, председатель и главный исполнительный директор Microsoft.
«В Microsoft Cloud мы являемся предпочтительной платформой, помогающей клиентам получить максимальную отдачу от своих цифровых расходов и внедрять инновации для следующего поколения искусственного интеллекта».
Финансовые результаты: AWS
Продажи AWS выросли на 16 процентов по сравнению с прошлым годом и достигли 21,4 миллиарда долларов. Однако операционная прибыль составила 5,1 миллиарда долларов, что ниже по сравнению с прибылью в первом квартале 2022 года в размере 6,5 миллиарда долларов. В целом Amazon сообщила о чистых продажах в размере 127,4 млрд долларов и операционной прибыли в размере 4,8 млрд долларов.
Чистая прибыль в первом квартале составила 3,2 миллиарда долларов.
«Многим может понравиться то, как наши команды обслуживают клиентов, особенно в условиях неопределенной экономики, — сказал Энди Джасси, генеральный директор Amazon.
«И хотя хотя текущая ситуация компании более осторожно расходовать средства в этой макросреде, мы по-прежнему уделяем приоритетное внимание построению долгосрочных отношений с клиентами, помогая клиентам экономить деньги и предоставляя им более простое использование технологий. Нам нравятся основные принципы, которые мы видим в AWS, и мы верим, что впереди нас ждет значительный рост».
Во время последующего объявления о доходах Ясси добавил:
«В AWS мы видим, что предприятия продолжают проявлять осторожность в своих расходах в это нестабильное время. Клиенты ищут способы сэкономить деньги, как только они могут прямо сейчас. Они говорят нам, что по большей части это оптимизация затрат по сравнению с сокращением затрат, что является интересным отличием, потому что они говорят, что оптимизируют затраты, чтобы перераспределить эти ресурсы для нового обслуживания клиентов».
Джейси также сказал, что новый поток клиентов «выглядит сильным». В отчете о прибылях и убытках финансовый директор Брайан Олсавски также отметил, что на операционную прибыль негативно повлияло предполагаемое «выходное пособие» в размере около 470 миллионов долларов в первом квартале, включая 270 миллионов долларов, связанных с AWS. Он добавил:
«Учитывая текущую экономическую неопределенность, клиенты всех размеров во всех отраслях продолжают искать способы экономии средств в своем бизнесе, подобно тому, что вы видели в Amazon. Как и ожидалось, клиенты продолжают оценивать способы оптимизации своих расходы на облачные технологии в ответ на эти сложные экономические условия в первом квартале. И мы видим, что эта оптимизация продолжается и во втором квартале».
В следующей статье этого цикла мы более подробно поговорим о будущем ключевых облачных провайдеров с учетом развития индустрии ИИ.