Маркиз Лафайет
Маркиз Лафайет Рецензии на книги
06 мая 2023, 12:04

История Airbnb, или как трое друзей создали компанию с 0 до 30млрд за 9 лет

Рецензия на книгу: «История Airbnb» — Leigh Gallagher
Моя оценка:
(4 из 5)

История Airbnb, или как трое друзей создали компанию с 0 до 30млрд за 9 лет

“Если вы смогли убедить людей покупать за 40 долларов коробки с завтраками, которые стоят 4, то сможете убедить людей спать в чужих надувных кроватях”.

Однажды, трое друзей решили подзаработать. Они снимали квартиру вскладчину, но денег едва хватало на квартплату. Двое — Брайан Чески и Джо Гебиа были дизайнерами и только начинали свою карьеру. Натан Блехарчик — программист с серьезным опытом, но часто отсутствовал. В Сан-Франциско готовилась конференция по дизайну, поэтому они ждали наплыва коллег, которым нужно было жилье. Друзья купили несколько надувных матрасов и разместили рекламу с предложением недорого снять комнату или “койко-место” с завтраком. В результате получили неплохую выручку, которая позволила им оплатить аренду.

Это и стало идеей, на которой друзья решили построить бизнес. Временный, пока не придет большая серьезная идея, которая поможет им сделать действительно серьезные деньги. Но, как оказалось, “временный бизнес” за 9 лет вырос с нуля до 30 миллиардов.

Идея, что кто-то может платить деньги, чтобы спать в чужих кроватях многим казалась дикой. Зачем, если есть нормальные отели? Многие инвесторы рыскали в поисках нового Гугла, соцсети вроде Ф или другой технологичной компании. Они плохо понимали, как эти странные ребята со своими матрасами смогут сделать востребованный продукт. К тому же, два из трех участников были дизайнерами и мало что понимали в бизнесе. А вот третий был реальным асом в программировании.

Чтобы поддерживать сайт с “надувными кроватями”, платить за аренду и что-то есть, необходимо было срочно раздобыть деньжат. В то время как раз проходила предвыборная гонка. Главные фавориты — Обама и Маккейн. Ребята купили дешевое зерно, коробки и выпустили готовые завтраки. Сначала думали выпустить 100 тыс коробок по $2, но затем изменили планы. В итоге выпустили коробки limited edition с персональным номером и высокой ценой — аж $40. Кстати, зерно обошлось всего 1$ за коробку. Благодаря волне репостов и публикациям в медиа вроде Techcrunch, коробки с Обамой распродали за 3 дня. Идея принесла $20-30тыс. А вот коробки с Маккейном продавались плохо. Кстати, на eBay коробки с Обамой перепродавали аж за $350.

Выручка от продажи завтраков позволила держать проект на плаву какое-то время. Пока не появятся настоящие инвесторы. Попытки найти инвесторов ни к чему не приводили. Однажды, на встрече один из потенциальных инвесторов даже не дослушал питч, молча встал и ушел, оставив недопитый смузи. Это была одна из самых больших ошибок, о которых жалеют всю жизнь. Другой потенциальный инвестор впоследствии купил коробку с завтраком с Обамой и держал в своем офисе. Это был символ упущенной возможности.

Но один из инвесторов все-таки заинтересовался. Его впечатлило, как троица заработала на коробках с завтраками. Возможно, они смогут убедить людей спать в чужих квартирах на надувных матрасах.
История Airbnb, или как трое друзей создали компанию с 0 до 30млрд за 9 лет
Основатели Airbnb — Брайан Чески, Джо Гебиа, Натан Блехарчик

Несколько фактов про Airbnb:

  1. Двое фаундеров были дизайнерами и не имели опыта ни в бизнесе, ни в стартапах, ни в IT. Третий — Блехарчик, был талантливым программистом.
  2. В отличие от многих других стартапов, троица основателей не поссорилась из-за власти, денег или планов развития компании. Это было необычно для Силиконовой долины.
  3. Им очень повезло с временем старта — 2007-й год, как раз во время рецессии, когда люди хотели экономить.
  4. Также возник активный рынок миллениалов, которые интересовались всем новым, активно путешествовали и пробовали альтернативу скучным отелям.
  5. Инвесторы боялись, что возникнут серьезные проблемы с безопасностью гостей и/или с риском для имущества. Это могло серьезно угрожать бизнес модели airbnb. Такие проблемы были, но очень мало. Airbnb ввели страховку для хостов и гостей.
  6. Хостов привлекали идеей, что можно подработать сдачей временно свободных комнат или всей квартиры/дома. 90% всех хостов — сдавали только один объект.
  7. На миллионы заселений были и свои проблемы. В Техасе доме погиб жилец из-за упавшего дерева. В Гонконге женщина отравилась угарным газом. Родне выплатили компенсации и ввели страховки для нанимателей.
  8. Были единичные проблемы и у хостов. У одной женщины наркоманы устроили большую вечеринку и все ушатали. Ей также выплатили компенсацию.
  9. Еще одна пара сдала свой респектабельный дом некоему Плюшу, который хотел устроить барбекю для игроков в гольф. На деле приехали несколько сотен тусовщиков на рейв вечеринку. Плюш оказался промоутером, который устраивал масштабные тусовки.
  10. Главная идея — экономия. Отели часто были очень дорогими. Кроме того, отели часто размещались в деловых центрах, а новый сервис позволял “пожить рядом с локалами”.
  11. Лозунг первых лет — «Stay with a local when traveling.” “Останавливайся у местных, когда путешествуешь”
  12. Вторая важная идея — многие сетевые отели похожи друг на друга и слишком скучные. Airbnb позволяло выбрать более интересные, индивидуальные варианты — замок во Франции, виллу, модную квартиру, хижину в лесу итд
  13. Некоторые фаны Airbnb жили в разных странах и городах по много месяцев, как например пара американских пенсионеров.
  14. Вокруг Airbnb возникли бизнесы, услуги и стартапы. Так например хост с несколькими объектами проводила мастер-классы и делилась секретами успешной сдачи.
  15. Возникли предприниматели с двумя и более объектами. У некоторых количество объектов превышало сотню.
  16. Была в Airbnb и дискриминация. С одной стороны, фото хоста или гостя — отличная способ для большей открытости и дружелюбности. С другой стороны, фото чернокожего понижала вероятность брони. Афро хосты в среднем брали на 12% меньше, чем не афро. Возможно, все дело в соседях. Бизнес консультант из Чикаго Quirtina Crittenden жаловалась, что ей отказывали в найме. Но когда она сократила свое имя до Tina и вместо фото поставила пейзаж — все стало ок.
  17. В некоторых городах началось противодействие Airbnb. В том числе и на самом выгодном для Airbnb рынке — в Нью-Йорке. Власти в 2016 году запретили сдавать на срок менее чем один месяц. Причины разные — в городе острый дефицит жилья, а из-за Airbnb вымывается предложение на рынке. Кроме того, многие жители недовольны, что места общего пользования дома превращаются в проходной двор. Конечно повлияло и лобби отелей. Некоторые жители Нью-Йорка, которые выступали против Airbnb в своем городе, при поездках с удовольствием пользовались Airbnb вместо отелей.
  18. На рынке также возникли хосты которые снимали или покупали объекты и пересдавали через Airbnb. В городах с острой нехваткой жилья Airbnb не разрешало им работать. Тогда хосты стали делать несколько акков и продолжали деятельность. Города с самым строгими ограничениями — Нью-Йорк, Сан-Францисо, Барселона, Берлин. Иногда хосты сдавали полулегально — просили арендаторов говорить что они “родственники”. В некоторых случаях родни с чемоданами было много.
  19. Также не всем собственникам и УК нравилось, что их жильцы пересдают квартиры через Airbnb, некоторые начали включать в договор найма пункты, которые запрещают субаренду. Некоторые даже ставили камеры или специально изучали жильцов, чтобы выявить признаки субаренды. В свою очередь Airbnb специально работало с УК, чтобы убедить их что это норм. Ведь любая УК хочет чтобы жилье не пустовало. Миллениалы — хорошие наниматели, но слишком много ограничений может их отпугнуть. В свою очередь УК сможет устанавливать свои дополнительные правила, с которыми согласится Airbnb.
  20. Отели поначалу не разглядели конкурента и думали, что взыскательный клиент не оценит “чужие кровати”. Кроме того часть их клиентов ездили по бизнесу и им требовались особые условия. Но Airbnb покусилась и на этот рынок. В конце концов отели сами начали придумывать новые фишки и перенимать некоторые идеи у Airbnb
  21. Почему Airbnb преуспели? Ведь у них были конкуренты. Одна из причин — компания получила возможность часть баз перекинуть в облако и сосредоточиться на ключевых областях. Кроме того она постарались максимально упростить процесс, дабы сделать бронь можно было за 3 клика. А еще у них был Блехарчик — гений программирования который на старте придумал и реализовал много фишек например таскать клиентов и хостов из Крейглиста.
  22. Еще фишка — система рейтингов хостов и гостей. Чем выше рейтинг тем легче сдавать и снимать.
  23. Жаль что книга заканчивается 2017 годом и не затронуты ковид и IPO.
  24. Airbnb — один из самых ярких примеров стартапов Силиконовой Долины. Несколько основателей на идее с нуля создали крупный международный бизнес на миллиарды долларов.
  25. Так же Airbnb — отличный пример как в старую сложившуюся отрасль приходит новый подход и все кардинально меняется. Старое и привычное сопротивляется новому всеми доступными способами.
  26. В России Airbnb начал работать с 2012 года. Самая большая активность пришлась на 2018, во время чемпионата по футболу. Знаю людей, которые съезжали с со своих квартир и пересдавали их через Airbnb иностранным болельщикам. Также некоторые сдавали одну или несколько комнат в квартире. Во время некоторых матчей устраивали совместные просмотры, общались, пили пиво и что покрепче.
  27. В России профессиональные посуточники и специальные УК тоже активно пользовались Airbnb. Первый удар по ним нанес карантин. Второй — приостановка деятельности Airbnb в России в марте 2022 года.

Лайк, подписка.
Также много полезного пишу тут:
t.me/mosstart



11 Комментариев
  • Wasd
    06 мая 2023, 12:23
    да, хорошая компания)
  • Вася Пражкин
    06 мая 2023, 13:00
    Главная идея — экономия. Отели часто были очень дорогими.
    Вот это они потеряли. Раньше хаты действительно дешевле были, а сейчас — страховки, уборка, налоги подняли цены неимоверно. По сути, сейчас хату арендовать выгодно только от 3-х человек и минимум на неделю.
    Но парням реально повезло, сколько подобных проектов сгинуло до и после — не сосчитать.
  • Иван Иванов
    06 мая 2023, 13:45
    люблю этот сервис, там есть поддержка норм. если владелец кидок то деньги возвращают быстро. 
    • automatizm
      06 мая 2023, 21:02
      Александр Свириденко, поддержка ненормальная уже давно, свежий пример в начале 2023г. Хозяин под видом комнаты сдает, техническое помещение 2*2метра в Азии, куда кинул матрас. Приехал, офигел, уехал. Деньги ~150$ не вернули ни хозяин, ни сам сервис (отмазка: «ну на фотках же все было видно»)
      • Иван Иванов
        07 мая 2023, 16:51
        automatizm, ну у меня свежий пример норм, приехал по адресу, а мне говорят нужно еще 200 метров пройти, я сказал вы мошенники и попросил вернуть деньги у поддержки, скинул скрин переписки и все вернули. 
  • Ян Карлович
    06 мая 2023, 13:58
    Локальные сайты, работавшие на отдельные страны или небольшие группы стран или даже на отдельные города, существовали давно. Начал ими пользоваться еще лет 25 назад. Проживание в квартирах было не сравнимо аутентичней, интересней, удобней и дешевле, чем в гостиницах.
    Как раз удивлялся, почему никто не сделает, как сказал бы Петька Василию Ивановичу " в общемировом масштабе". А надо было не удивляться, а самому делать))
  • Джема
    06 мая 2023, 21:20
    2.В отличие от многих других стартапов, троица основателей не поссорилась из-за власти, денег или планов развития компании. Это было необычно для Силиконовой долины

    И поэтому тоже. Многие проекты возникают из синергии качеств основателей. И если потом ругаются, важный элемент исчезает, и бизнес рушится. 
  • Кактус
    07 мая 2023, 10:07
    Они не просто ушли из России, они даже не дали ни недели, чтобы вернуть уже заработанное. Вот здесь рассказ смарт-лабовца, как он возвращал деньги с AirBnb (нужен счет вне России)
    smart-lab.ru/blog/792636.php

    А вот репортаж с bfm, о том, как людям задним числом (в апреле-2022 за февраль-2022) отменяли уже оплаченную бронь (деньги не вернуть без суда)

    www.bfm.ru/news/496987
  • Кактус
    07 мая 2023, 08:04
    AirBnb в разных странах пытались запретить или хотя бы ограничить. В Финляндии в итоге решили, что ТСЖ само решает, запретить или разрешить. Были случаи, когда при строительстве разрешали, а потом запрещали. Потом вроде потребовали, чтобы сразу определялись.
    prian.ru/news/odin-iz-zhilishchnyh-kooperativov-finlyandii-zapretil-airbnb.html

    И с yle:

    В Турку появился необычный в своем роде жилищный кооператив, в уставе которого установлен полный запрет на кратковременную сдачу квартир в аренду типа Airbnb. Согласно Ассоциации недвижимости, в Финляндии всего несколько новых жилых домов, в которых также запрещено сдавать квартиры в краткосрочную аренду.

    По мнению жилищного кооператива, целесообразно устанавливать запрет до сдачи объекта, так как после продажи квартиры клиенту утвердить запрет будет значительно сложнее.

    Подобный запрет вызван спорными случаями, которые возникали между владельцем арендуемой квартиры и жилищным кооперативом. Например, кто покрывает расходы, если туристы, взявшие в краткосрочную аренду жилье, испортили имущество в доме? Или кто отвечает за шум, исходящий из квартиры?

    — Мы учли опыт многих жилищных кооперативов. Благодаря установленным правилам, мы защитим от неприятностей и кооператив, и жильцов, — говорит председатель кооператива Олли Ояла.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн