🔸 Вчера кикшеринговая компания ВУШ отчиталась по МСФО за 2022 год. Результаты оказались крайне слабыми. Выручка кикшеринговой компании выросла на 68,6% до 6,96 млрд. руб. Чистая прибыль Холдинга Вуш сократилась на 53,8% до 830,5 млн. руб. Основные причины падения прибыли: рост себестоимости, увеличение коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, рост финансовых расходов.
🔸 Юнит-экономика компании за последний квартал 2022 года существенно ухудшилась (см. таблицу). Отчасти это связано с включением опционной программы менеджмента на 575 млн. руб. в себестоимость, но оставшаяся часть этой статьи также показала внушительный рост, поэтому стоит сказать, что именно совокупные издержки на поездку растут. Если в 2019 году на одной поездке компания зарабатывала 73 рубля чистой прибыли, то по итогам 2022 года Вуш заработал 15 рублей чистой прибыли с каждой поездки, падение на 80%.
🔸 На данный момент компания продолжает экспансию в регионы, где более низкая маржинальность и востребованность средств индивидуальной мобильности. Исходя из этого, стоит предположить, что юнит экономика продолжит ухудшаться, так как издержки в низкомаржинальных регионах будут константой, а выручка на поездку будет существенно ниже, чем в мегаполисах. Это связано как с востребованностью, так и с расстояниями, которые пользователь проезжает за одну поездку.
🔸 Риски конкуренции также никуда не делись, несмотря на существенный рост флота компании. 26 апреля Яндекс» и Юрент, основные конкуренты Холдинга Вуш, объявили о технической интеграции сервисов. Интеграция началась с Сочи и Адлера в тестовом режиме, позже ее расширят и на другие регионы. Кооперация двух крупных игроков усилит их позиции на рынке и окажет существенное давление на финансовые показатели Вуша.
🔸 Однако, основной риск — регуляторный. Из-за участившихся случаев ДТП и травм, полученных при участии водителей электросамокатов, началась разработка предложений и поправок в законодательство для данного типа средств индивидуальной мобильности. Ключевым является предложение об ограничении поездок на электросамокатах в центральной части крупных городов. Если данная инициатива будет рассмотрена и включена в повестку Государственной Думы для одобрения, потери для компаний этого сектора могут составить до половины трафика.
🔸 Также отмечу, что индивидуальной особенностью Вуш является резидентство в Сколково, которое компания получила 31 марта 2020 года. Резидентство дает право на освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС. Согласно НК РФ, освобождение от налога на прибыль и НДС предоставляется на 10-летний период, однако, данное освобождение прекращается при достижении определенных лимитов выручки и накопленной налоговой прибыли по данным налогового учета. Таким образом, в обозримом будущем у компании могут существенно увеличиться расходы на уплату налогов.
🔸 Таким образом, помимо катастрофически высокой оценки, основанной на сомнительных тезисах о кратном росте чистой прибыли, компания является сгустком регуляторных, налоговых и конъюнктурных рисков. Отдельно отмечу, что компания является представителем сферы развлечений и не является системообразующим предприятием РФ, поэтому в части регуляторных норм не стоит ожидать послаблений, если решений все-таки будет принято!
Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!
Это кто-то посчитал?
имеет смысл только динамика выручки
какой смысл зарабатывать и не тратить деньги?
Матюшин Даниил, твоя оценка имет смысл если компания уже выросла и уперлась в потолок...
растущей компании есть 100500 способов потратить деньги на свой рост...
дивы платят когда бизнес уперся в потолок и не растет...
а это молодая компания роста… такие оценивают не по дивам а по выручке...
вообще для компаний роста нормально иметь прибыли а работать в долг...
кроме того зачем дивы если есть байбеки
В 2021 году ситуация не такая. Покупки были равномерные. Можно примерно прикинуть что сезон они проходили со средним количеством самокатов в 30000. За 2019 и 2020 можно тоже брать средние числа на начало и конец года, для упрощения.
Выходит следующее. Выручка на 1 самокат:
2019 — 42К
2020 — 167К
2021 — 140К
2022 — 81К
При себестоимости одного самоката грубо 70К рублей.
Тут можно делать вывод что да, отдача выручки с одного купленного самоката упала катастрофически в 2022. Возможно проблемы с погодой еще повлияли. Но. При этом выручка с самоката в год превышает цену самого самоката, что все еще очень высоко. То есть самокат выручкой отбивается за год. Что интуитивно по ощущениям еще очень неплохо. Но у них операционных затрат — 40% от выручки грубо. Если очистить выручку от операционных затрат без амортизации то грубо окупаемость выходит 1,5 года. Все еще неплохо
Но тренд вниз, и быстро.
Почему выручку +68% вы относите к слабостям?
Можно ли сокращение прибыли, связанное с ростом себестоимости воспринимать как отрицательную динамику? Молодая компания играет в активный рост.
Возможен вариант, что в 2019 году поездка на электросамокате воспринималась как развлечение. Люди без оформления подписки брали самокаты на 30-60 мин ради фана (73 рубля чистой прибыли), а в 22-ом все больше людей принимали самокат как транспорт последней мили, оформляли подписку и катили от дома до метро за 7 минут 20-30 раз в месяц (15 рублей чистой прибыли). Количество поездок растет – это плюс.
По конкуренции, Яндекс в СПб в 2023 капитально слил начало сезона. Юрнет присутствует, но в меньшей степени. В целом – сложно определить общее положение по всем регионам РФ, но общего рынка на троих вполне должно хватить. Можно с автопромом сравнить, например.
Кстати, с 2023 в СПб Вуш вывел в аренду также и электровелосипеды, расширив клиентскую базу: не хочешь «детский» самокат, бери «степенный» привычный велотранспорт. Очень классные аппараты.
«Техническая интеграция сервисов» – что вы имеете ввиду? И что мешает это делать Вушу?
Регулирование движения самокатов – это скорее плюс, а не минус. Перевели в правовое поле, узаконили статус, возможно следующий шаг – создание инфраструктуры (выделенные самокатные велосипедные зоны) и будет хорошо всем участникам движения.
Культура вождения – дело времени.
А до показателей ДТП и травм от автомобилей самокатам пока далеко.
Самокат – это удобно. Самокат приносит положительные эмоции. Он доступен, им легко управлять, низкий порог входа. Прекрасно, что его не надо покупать и заморачиваться с обслуживанием. Как транспорт последней мили в СПб сравним с городским транспортом. Быстрее городского транспорта. Позволяет следовать по индивидуальному маршруту. Современный практичный транспорт для городов.
Так что, касательно катастрофически высокой оценки – спорный вопрос. В конце 18-го века многие извозчики с усмешкой смотрели на редкие автомобили