Анализ: восстановление российского рубля не так реально, как кажется
Рубль молниеносно восстановился до уровней, которых в последний раз достигал за несколько дней до вторжения России на Украину, вопреки прогнозам о том, что война отправит его в свободное падение.
Резкое восстановление — валюта упала в цене почти вдвое за семь торговых сессий после вторжения 24 февраля — частично объясняется реальным улучшением российских финансов, поскольку доходы от экспорта энергоносителей растут, а импорт сокращается.
Но использовать это в качестве доказательства того, что экономика России, пострадавшая от санкций, вышла из-под контроля, было бы в лучшем случае вводящим в заблуждение.
Валюта также искусственно раздувается из-за контроля за движением капитала, и, поскольку валовой внутренний продукт страны, по прогнозам, сократится на 10-15% в этом году, россияне быстро беднеют, поскольку стремительная инфляция пожирает их доходы.
«Это (восстановление рубля) не следует воспринимать как мнение рынка о среднесрочных и долгосрочных перспективах России», — сказал Ульрих Лейхтманн, аналитик Commerzbank.
«Рыночные силы не могут влиять на рубль так, как они могут влиять на евро или доллар», — добавил он, отметив, что в то время как спрос в России на иностранную валюту падал, спекулянты, которые используют валюту для ставок на ту или иную страну, теперь отсутствовали.
С начала войны рубль разделился на наземный рынок для местных учреждений и оффшорный, на котором западные банки и инвесторы могут торговать друг с другом и организациями, не подпадающими под санкции. Объемы торгов иссякли по обоим.
JPMorgan заявил на этой неделе, что западные банки сократили торговые и кредитные линии для российских компаний, создав «трения между оффшорной и оншорной торговлей».
Однако по мере восстановления курса рубля ценовой разрыв между рынками сократился.
Согласно данным Refinitiv, офшорный рубль на этой неделе котировался на уровне 75 за доллар, примерно на том же уровне, на котором он торговался накануне вторжения, которое Россия называет «специальной военной операцией».
7 марта он достиг рекордно низкого уровня в 150 долларов за доллар.
На наземных рынках рубль в пятницу ненадолго достиг 80,33 за доллар, уровня, который в последний раз наблюдался до вторжения 23 февраля, и значительно выше минимума 10 марта в 121,5.
«ПОДПЕРТЫЙ...»
Белый дом в четверг заявил, что Москва искусственно «поддерживает» рубль, и роль официальных мер в восстановлении легко определить.
В ответ на масштабные санкции Россия повысила процентные ставки до 20%, ограничила доступ местных фирм к наличной иностранной валюте, запретила гражданам снимать более 10 000 долларов в иностранной валюте в течение шести месяцев и запретила банкам продавать твердую валюту наличными.
Иностранным инвесторам запретили выводить ценные бумаги, ограничив их возможность сбрасывать рубли, а президент Владимир Путин в четверг потребовал, чтобы иностранные покупатели платили за российский газ в рублях с 1 апреля.
«Европейские страны не желают этого делать, потому что, если это будет успешным и европейские страны согласятся на это, это окажет благоприятное влияние на рублевый рынок», — сказала главный аналитик Danske Bank Минна Куусисто.
Аналитики в целом рассматривают требование Путина как попытку подорвать санкции и укрепить валюту, и Куусисто отметил, что российские продавцы газа в прошлом не полностью конвертировали валютные доходы в рубли. подробнее
… НО И ВЫГОДЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ТОРГОВЛЕЙ, ТОЖЕ
Однако отчасти восстановление рубля является подлинным: валюты могут демонстрировать хорошие показатели, даже если экономика терпит крах, до тех пор, пока улучшается состояние платежного баланса.
Анализируя данные о движении танкеров, Институт международных финансов (IIF) оценивает, что доходы России от экспорта нефти в марте составят 12,3 миллиарда долларов — резко увеличившись по сравнению с мартом 2021 года из-за резкого роста цен на энергоносители.
По оценкам IIF, сокращение импорта может привести к удвоению профицита счета текущих операций с 2021 года до 200-240 миллиардов долларов в этом году.
Главный экономист IIF Робин Брукс признал, что вопросы о движении рубля были законными, учитывая контроль за движением капитала, хотя он счел восстановление «подлинным», указав на валюту другого экспортера нефти Казахстана, которая компенсировала половину своих потерь после вторжения.
В долгосрочной перспективе положение рубля выглядит менее благоприятным.
Остракизм со стороны Запада, вероятно, приведет к уменьшению числа покупателей российского экспорта, и если цены на нефть упадут, рублю придется нелегко. Поскольку половина ее золотовалютных резервов в размере 640 миллиардов долларов заморожены, у России меньше возможностей защищать свою валюту.
Ну зачем так(((?
)