К середине марта котировки нефти успели обновить минимумы за последние полтора года, аналитики начали снижать прогнозы по ценам на нефть, а российская нефть продолжает адаптироваться к санкциям. Что происходит и стоит ли насторожиться инвесторам?
Назад в 2021-йСовсем недавно, 20 марта, фьючерсы на нефть Brent падали до 70 долларов за баррель. До этого последний раз нефть торговалась на подобных уровнях в ноябре 2021 года, или почти полтора года назад.
Трейдеры обеспокоились ситуацией в банковском секторе США и Европы: крах SVB и Signature Bank уже состоялся, Credit Suisse удалось чудом спасти от катастрофы через сделку с UBS, а борьба за спасение крупного регионального калифорнийского банка First Republic Bank продолжается до сих пор. Банковский сектор это основа мировой экономики, и если регуляторам не удастся сдержать волну стремительно накапливающихся проблем в секторе, то риск может перерасти в системный для всего мира — и в таком случае настороженность трейдеров и инвесторов на нефтяном рынке будет оправдана.
Однако пока последствия локального кризиса удалось сдержать, и на данный момент можно подвести некоторые итоги первого квартала для нефтяного сектора.
Почти как до пандемииПо наиболее актуальным данным от International Energy Forum (IEF), спрос на нефть уже в январе 2023 года составил 100% от допандемийного января 2020 года. Производство нефти при этом составило 96% от уровня января 2020-го.
Производство нефти находится на семимесячном минимуме из-за снижения добычи в Канаде, Ираке и России в общей сумме на 365 тыс. баррелей в день:
Здесь необходимо добавить, что Россия с марта 2023 года добровольно снизила добычу на 500 тыс. баррелей в сутки и продлила действие ограничений до лета, поэтому в действительности глобальный уровень добычи находится на ещё более низком уровне.
На 2023 год прогноз роста мирового спроса на нефть по мнению ОПЕК остается неизменным на уровне 2,3 млн баррелей в сутки, при этом прогноз по странам ОЭСР в Северной и Южной Америке и ОЭСР в Европе пересмотрены вниз, а Китай пересмотрен в сторону повышения. Ожидается, что спрос в странах ОЭСР вырастет на 0,2 млн баррелей в сутки, а в странах, не входящих в ОЭСР, — на 2,1 млн баррелей в сутки.
Промежуточный вывод: основной рост спроса придётся не на западные страны, а на Азию и остальные регионы. То есть если в США или в Европе разразится рецессия, совокупный спрос не должен упасть так сильно, как рынок сейчас закладывает в котировки нефти.
Глобальный PMI в услугах и в промышленности по-прежнему находится в здоровой зоне >50 пунктов. Несмотря на некоторое снижение PMI в Еврозоне и стрессовую ситуацию в промышленности США, самые свежие данные за март показывают улучшение динамики — c 47.3 до 49.3 пунктов. То есть рецессией пока не пахнет.
Согласно мартовскому прогнозу Международного энергетического агентства (из отчёта, который был выпущен 15 марта, уже после краха SVB, Signature Bank и Credit Suisse), во второй половине 2023 года спрос на нефть может превысить предложение и привести к дополнительному истощению и без того низких запасов нефти:
Всё указывает на то, что во второй половине года котировки на нефть должны восстановиться к $80-90 за баррель, отражая ухудшающийся баланс рынка с перекосом в сторону спроса, а не предложения.
Что с российской нефтью?По оценке Минфина РФ, средняя цена на нефть марки Urals в январе-феврале 2023 года сложилась в размере $49,52 за баррель, в январе-феврале 2022 года – $88,89 за баррель. Данные, которые регистрирует аналитическое агентство Thompson Reuters (а также по данным Argus и других агентств) также фиксируют котировки российской Urals в диапазоне ~$45-50 за баррель.
Однако необходимо иметь в виду, что физические поставки нефти в Европу по старым маршрутам сейчас не осуществляется, а именно по ним вплоть до введения нефтяного эмбарго рассчитывалась цена российской нефти. При этом 15 марта вышли данные Министерства торговли Индии, исходя из которых стоимость российской нефти в Индии составила $79,8 за баррель по данным на январь 2023 г.
По данным Bloomberg, нефть сорта ESPO, которая поставляется через Восточный нефтепровод в Китай, также продаётся по цене $70-80 за баррель. Получается, что Индия и Китай покупают нефть по вполне рыночным ценах, однако РФ зарабатывает с каждого барреля меньше по следующим причинам:
1. Увеличение транспортных затрат. Сейчас чтобы доставить нефть из балтийского порта в Приморске в Индию необходимо огибать всю Европу и везти нефть через Ближний Восток, что гораздо дольше чем когда эта же нефть поставлялась из Приморска в порт Роттердама.
2. Дополнительные затраты, связанные с обходом санкций. Чтобы избежать взаимодействия с западными юрисдикциями, РФ постепенно закупает собственный танкерный флот для транспортировки нефти. Сюда же можно отнести дисконты со стороны РФ, возникающие из-за перевалки и продажи нефти таким образом, чтобы избежать санкционных рисков для всех сторон (например, смешивание нефти таким образом, чтобы она формально считалась «не-российской».
Эксперты в нефтяной отрасли отмечают, что для того, чтобы расчёты, связанные с российской нефтью, отражались наиболее объективно в документах, России необходимо разрабатывать собственные ценовые индексы, которые будут основываться на поставках не в Европу, а в Индию и Китай, которые стали ключевыми направлениями для российской нефти. Эти же индексы на замену устаревшему Urals можно будет использовать и для расчёта налогов для бюджетных целей.
В итогеИсходя из фундаментальных показателей (динамика спроса на нефть, состояние промышленности в разных регионах мира и так далее), ничто не указывает на резкое снижение спроса на горизонте года. В этой связи снижение, которое мы наблюдаем сейчас в котировках Brent, носит по большей части спекулятивный характер. Для российского нефтегазового сектора главным пунктом повестки дня является адаптация к санкциям, а не возможное снижение спроса.
https://t.me/investorylife — наш основной ресурс с идеями по рынку, трансляциями и океаном полезной информации
t.me/investoring