Общая нестабильность рынка отразилась и на транснациональных корпорациях. Осень 2022 года для компании «Яндекс» стала знаковой: начались полномасштабные внутренние и внешние трансформации.
25 ноября вышла новость о разделении «Яндекса» на российскую и зарубежную части. Решение было продиктовано санкционными условиями и общим инвестиционным климатом, отразившемся также на иностранных акционерах.
Как сообщалось в СМИ, нидерландская часть компании «Yandex N.V.» в скором времени объединится в самостоятельную организацию и сменит название, в то время как российский бренд останется под своим именем на отечественном рынке и продолжит свою работу.
Новость вызвала резонанс не только в политических кругах, но и среди держателей активов: в пятницу, 25 ноября, котировки акций «Яндекса» снизились на 5,15%. За выходные ажиотаж продолжился и в понедельник, 28 ноября, акции упали еще на 5,26%.
Казалось бы, что для акционеров, владеющих АДР (американские депозитарные расписки) нет никаких рисков, ведь материнская компания попросту разделится на две: у одной останется российский бизнес, а вторая отойдет Аркадию Воложу, после чего станет израильской компанией со своими направлениями развития.
Юридически для участников рынка не очень было понятно, как именно будет происходить разделение – что получать российские держатели АДР Яндекса, которые заблокированы в Euroclear из-за санкций, и получат ли они что-то вообще. Останутся ли они с российскими активами на руках или получат долю в новой компании? Ведь преимущественно российским держателям выгодно оставаться с российскими активами: Яндекс Еда, такси и остальное.
Перед выходом новости было объявлено, что российский бизнес Яндекса перейдет к государству, будет управляться российским менеджментом. Логичным на данном фоне выглядит создание в России отдельной компании, на баланс которой перейдут все активы Яндекса. В таком случае держатели АДР никак не получат долю в российских активах.
В данном случае реализовался Risk-Off, т.е. уход участника рынка от риска в связи с возможными дальнейшими непредвиденными обстоятельствами. Если на данный момент непонятен процесс разделения, не проще ли снять с себя риски получения доли в новой компании, а после, когда ситуация станет более ясной, купить актив с большей долей уверенности в нем и меньшим риском? Такой вариант показался большинству участников рынка и спекулянтов более приемлемым, что переросло в дисбаланс спроса и предложения на актив на рынке (предложение превысило спрос). Котировки перешли к снижению.
Впоследствии котировки акций компании снизились с 2100 (до объявления новости) до 1800 к середине декабря, что отражает общий негативный фон для актива на рынке. И, возможно, это не финальное снижение, т.к. с большой долей вероятности может реализоваться вариант с созданием отдельной российской компании, на баланс которой перейдут активы.