Кто виноват и что делать?
«Излюбленные и вечные» вопросы. Сейчас они все чаще звучат как из уст частных инвесторов, так и в среде блоггеров (не равнодушных к фондовому рынку РФ); а также от профучастников и биржи.
Так что же произошло и почему? Немного поразмышляю:
Итак, до начала 2000-х в РФ частный трейдинг был «телефонным»; не было массовости, цены были равны услугам (относительное предположение). Далее, с ростом популярности PC и интернета в целом – все больше и больше людей начали интересоваться биржей и трейдингом (я вот не исключение – 1999 год). Тут «особо смекалистые» брокеры начали продавать клиентам ОТС (т.е. котировки, но не биржу (хотя многие инвесторы не «морочили себе голову такой информацией»)). Это начало 2000-х – как раз, здесь появляется «атавизм рынка» = Форекс для «частников». В начале (интернет-трейдинга), программы в основном транслировали лишь котировки, а графики «рисовали» другие программы (Метасток, Омега и т.д.). В Казани создали торговую программу МТ (MetaTrader), которая позволяла видеть котировки и графики в одном интерфейсе (который, к слову, был весьма простым). У фондового рынка основные программы также появились на «рубеже» веков, однако, среднестатистическому частнику они были достаточно непонятны и сложны. Также, отдельным вопросом было оформление счета и сделок. Кстати, не смотря на свою «популярность», МТ до сих пор не может пройти сертификацию безопасности и стать биржевой программой (хотя шансы того, что ее настроят – есть). При этом Форекс позиционировали как глобальный ОТС рынок, а многие брокеры (к примеру – Трояк) продолжали рекламировать и «впаривать» клиентам внебиржу. А цена услуг была «дороже реальности» (телефон vs интернет). Клиенты стали уходить в более «дешевый» Форекс (и плечи повыше, и налогов и комиссии – нет). Брокеры не смогли быстро «адаптироваться» к среде «умный инвестор» и продолжая продавать по «старинке» — дорогой сервис (телефон и ОТС) стали терять клиентов.
Далее, на рынок выходят новые компании – к примеру Финанс-Аналитик, БрокерКредитСервис и другие. Но есть проблема – клиент хочет дешевых услуг. И компании начинают «бороться» за клиента – что, прежде всего, «вылилось» в снижение тарифов, и лишь потом в улучшение качества предоставляемых услуг. Кстати, частники «услышали» что биржа «умеет говорить» лишь в последние 4-5 лет; до этого она была чем-то «заоблачным» (как императорские резиденции в Японии).
По ситуации на декабрь 2004 у ведущего оператора ММВБ занимающего в рейтинге 1-е место оборот был 43,9 млрд.; у 5-го места – 24,9 млрд. руб. Далее с 05 по 07 – постоянный рост – 1-й оператор на декабрь каждого года показывал – 96 млрд.; 198 млрд. и 273 млрд. соответственно; 5-й в рейтинге – 39 млрд.; 83 и 122. 2008 – ясное дело показал снижение – кстати в основном за счет мер «от регулятора». ФСФР в начале октября запретил открывать шорты (короткие позиции) и многие – весьма многие «перебежали» на РТС (до 2008 ФОРТС был не шибко популярным рынком). В 2008 ведущий оператор «просел» до 158 млрд.; 5-й до 47 млрд.
2009 – год активного роста после фазы «финансовой распродажи» — операторы «показали» high 365 и 128 (1-й и 5-й) млрд.; а затем в 2011 – «re-тест high-я» -362 и 165 млрд.; 2012 – БКС (1-й) – 171,6 млрд.; Ренесс (5-й) – 83,6 млрд.
Теперь поговорим о клиентах брокеров. За точку «zero» возьмем 2006 год: на рынке уже есть несколько трейдинговых платформ – можно выбирать; у брокеров появилось различное кол-во услуг и цены на них разнятся – опять же – на все «воля клиента» (компании начали хоть как-то «обращать внимание» на потребности, а не перечислять «что и как» они могут сами с 9 до 18). Итак – 2006 год, март – 1-й по кол-ву клиентов – 12300; октябрь 2006 – 18500; 5-й – 3200 и 5500; 10-й в рейтинге – 1500 и 3400. В 2007 – у лидера уже 23000 и 29000 зарегистрированных клиентов (там же ВТБ24 – 133000 клиентов, которые приняли участие в «народном IPO). С марта по октябрь «кризисного» 2008 – у экстримального в рейтинге (ВТБ) число клиентов выросло с 135000 до 141000. У Финама прирост с 35000 к 49000; БКС – 34-44тыс.; Открытие – 5-7тыс. Вот, когда набежал основной контингент. Как я писал ранее – на рынок пришли любители «халявы» — поскольку %%, которые можно получить на «фонде» были значительно выше, чем в реальном секторе (разве, что реклама и общепит еще конкурировал).
Я бы не говорил так однозначно, что кризисное время на «фонде» пагубно для нее. Кризис = обнуление обязательств; кризис = мегараспродажа – а значит время «прихода» на рынок большего числа клиентов.
Я бы предположил, что полугодовая «нестабильность» вполне нормальна для прихода новых клиентов, тогда как «годовая» начинает «давить» текущих активных клиентов и не привлекает новых (поскольку они видят, что доходности не соответствуют риску). Я надеюсь, что все понимают, что основной заработок как клиентов, так и брокеров (если говорить о комиссии + маржиналке) – это трендовый рынок (все равно какой растущий или падающий – главное тренд). Продолжительный тренд = стабильный доход. Соответственно – отсутствие тренда (широкий боковик) – «выкашивает» клиентов с рынка (как быков так и медведей). С марта по август 2012 наметилось некоторое разнонаправленное изменение кол-ва клиентов: Финам – 111-115тыс.; БКС – 97-101тыс.; Сбербанк – 191-167тыс. Клиенты стали менять брокеров. И последние достаточно сильно озабочены текущим состоянием. Это отмечалось как на Финансовом Форуме 2012, так и на сентябрьском заседании совета фондового рынка.
Мне кажется, что основные «движения» брокеров сейчас должны быть направленны на попытку «остановить» клиента – более осторожно работать на рынке; предложить новые продукты, которые нивелируют риск. Как вариант я вижу – алгоритмический трейдинг и его «вариант» HFT. И хотя я «ярый поклонник» работы «руками» — практика показывает, что именно алгоритмические комбинации и высокочастотная торговля – являются доходными в текущее («боковое»/нестабильное) время.
Взять тот же ЛЧИ – основные доходности показывают именно роботы.
А они сейчас торгуют и валюту (ЕТС), и акции, и производные инструменты.
Вот это и нужно активнее предлагать (развивать) частным клиентам, а если у них есть «недостаток в квалификации» - обучать. Тогда снижения оборота не будет — активные клиенты перестанут «вставать в позы», а продолжат «колбасить».
Кстати, об активности (выделен 2008 год):
В «идеале» брокер должен стремиться к тому, чтобы количество активных клиентов было достаточно большим в «общей массе». И соотношение «кол-во клиентов/активные» = 2 (или где-то «недалеко». Показатель – в 4-5 раз уже начинает говорить о том, что доходы брокера снижаются и тенденция начинает «давить на горло».
Т.о., повторюсь – в период «боковика» нужно дополнительно стимулировать клиентов. Предлагать более удобные сервисы.
К примеру, мне известно, что Финам сделал весьма действенный (применительно к текущей ситуации) продукт. А вот активное «лобби» IT Invest и другими – DMA «на валютке» не найдет «признания» — как торговали «фьюч», так и продолжат. Без поставки валюта мало кому интересна.
Другое дело – сервера для роботов и поощрение их. Это плюс. (Среди роботолюбов могу выделить United Traders — доходные ребята).
Как видите, в последние годы ухудшается как соотношение (открытых к активным), так и сама (достаточно заметно) активность (обороты торгов вполне «явно» это говорят). Конечно, сильного оттока — пока нет, но многие клиенты «проколбасили» нетрендовой рынок и сейчас «встали в позу на годы». И еще было бы хорошо, если это «лонги», а не короткие позиции (где есть риск как «выноса», так и запрета от регулятора – 2008 год тому пример).
Что же можно сказать?
Думаю, однозначно, нужна «революция» в услугах (могу сказать, чт некоторые из ТОП брокеров «додумались» и начали развивать «ее»). Также, конечно, стоит поднимать «с пола» комиссии за операции (в рамках «революционного решения»).
«Хороший сервис не может стоить дешево» – и это ИМХО должно стать новым «трендом».
Большее количество индивидуальных решений было бы интереснее (единая позиция и спецтариф). Ко-брендинговые продукты. Банковский + небанковский бизнес. Конечно, есть идеи — но это уже отдельный разговор....
Про отъем денег вообще непонятно… люди теряют деньги на рынке, необязательно их отнимать специальными методами. Форекс-брокеры это поняли достаточно давно, чтобы к настоящему моменту стать белыми и пушистыми…
Возможно, у меня устаревшие данные, но средний клиент на фонде теряет свой первый депозит только чуть дольше среднего клиента на форексе.
Если и есть сейчас глобальная проблема, касающ. ФХ-брокеров, то это хранение клиентских средств…
А по поводу «какой это классный бизнес» можно дискутировать вечно… Ибо если с т.з. бизнеса главное — заработать, то тут нет этической стороны… Кто-что и почему «несет» это вопрос маркетинга и «развитости» клиента…
Я говорю о том, что мошенники навязали массовому клиенту ошибочное мнение…
я кстати поддерживаю идею регулирования этой области, но я гляжу на нашего регулятора на фонде, и не хочу, чтобы подобные же недоумки вмешивались в валютные операции.
У меня достаточно опыта, чтобы понимать «схему бизнеса Форекс для частников»… Этого достаточно, чтобы делать те выводы — которые я озвучил.
На настоящий момент:
1. Неуплата налогов (оффшоры)
2. отсутствие лицензии брокера (теперь можно через DMA).
3. Плечи сверх высокие… 1:3 максимум по ФСФР, ну или как максимум фьючерсные плечи.
4. Котировки в систему — «от балды» (+ рисованные)
5. Нелицензируемый никем софт. Ну, это на «вскидку»…
6. Отсутствие регулирования (СРО КРОУФОР по законотворчеству и регулированию = клубу анонимных алкоголиков… не более)
ОФБУ со следующего года — вымрут… (мало уже им осталось)…
А вот про наш рынок это точно, эх смотрю динамику Американского паровоза AAPL вчера +7% и как унылы наши паровозы.
Но другая проблема — и клинетская база — мизерная. Потенциальных пользователей лишь несколько тысяч человек.
Софт все рано лишь дополнение к брокерским услугам.
18.10.12 ITinvest открывает поставочный доступ к валютным торгам на Московской бирже. Для всех категорий клиентов теперь доступен поставочный режим торгов: через свой брокерский счет клиент самостоятельно может покупать и продавать иностранную валюту на биржевом рынке, а также выводить ее на собственный банковский счет.
www.itinvest.ru/about/news/682836/
Пропасть между «предоставляют» и «будет пользоваться спросом» — огромная. Так вот — не будет…
Вот зачем физику поставочная валюта, если он не сможет ее забрать (допустим сразу из офиса)??! Кстати, АйТи — это БРОКЕР, а не банк… Пока они все через Межтопэнерго делают…
Небанковские брокеры на валютке — это пока проект…
По поводу того что брокеры сами себя загнали в угол демпингом согласен. Снизили тарифы -> зарабатывать стало не на чем -> начали вводить всякие непонятные услуги, направленные иногда чисто на «доение» клиента (чтобы хоть как то заработать) -> клиент стал недоволен и торговать стал еще меньше. Тупик.
Я уж не говорю про катастрофическое падение уровня подготовки кадров в индустрии и моральных принципов ведения бизнеса — с одной стороны понятно, costsaving, с другой это вообще грозит уничтожить ФР, доверия к которому, как я уже сказал, и так немного…
«Некоторые» уже придумали как можно зарабатывать на текущей ситуации… скоро додумаются и «остальные»…
а сейчас «перестроение» бизнеса под новую модель…
На самом деле не важно куда идет рынок, бизнес подстроится, найдет идею и снова будет приносить доход…