Основная беда, конечно, и это сразу бросалось в глаза, была в затратном ценообразовании. Допустим, завод выпускает изделие А. Трудоемкость этого изделия - 1000 руб., материалоемкость - 10000 руб. Рентабельность - 30%. Цена - 14300 руб. Рентабельность нормирована. Основной движущий стимул капитала, получение максимальной прибыли, ликвидирован в самом зародыше.
Основным движущим стимулом является выполнение плана по товарной продукции. Заводу спускается план - выпустить 10 машин. Объем товарной продукции — 143 тыс. руб. Под этот план выделяется фонд заработной платы и фонды материального снабжения. Проходит год. Завод выполняет план.
На следующий год ему спускается план с приростом товарной продукции 20%. Необходимо выпустить 12 машин на сумму 171,6 тыс. руб. За счет чего? Производство связано в жесткую технологическую цепочку, необходимо поднять производительность на 20% одновременно по всей цепочке. Проводятся мероприятия. Где-то урезаются нормы, где-то устанавливается новое оборудование, и принимаются новые рабочие, где-то работают в праздники и выходные. Завод выполняет план.
На следующий год он должен выпустить 15 машин на сумму 214,5 тыс. руб. Производственные мощности завода напряжены до предела. Уже не до качества. Завод работает без выходных. Изготовление деталей на узких местах переводится в опытные и инструментальные цеха. Опытные образцы новых изделий застревают в производстве навечно. Завод выполняет план.
На следующий год нужно выпустить 18 машин на сумму 257,4 тыс. руб. Ресурсы все исчерпаны. Рассматривается запуск в серию нового изделия Б. Оно уже разработано. Трудоемкость снижена и составляет 800 руб. Материалоемкость — 8000 руб. Поскольку рентабельность нормирована, цена стала 11440 руб. Но теперь нужно выпустить 23 машины вместо 18-ти. Изделие Б принципиально отличается от изделия А. Оснастка не изготовлена, поскольку инструментальные цеха были загружены выполнением плана основного производства. План не вытянуть, проект ложится на полку.
Делается новый проект. На изделие вешается дополнительный фонарь, и изделие А превращается в изделие В. Нормативы искусственно завышаются. Трудоемкость изделия теперь на бумаге становится равной 1200 руб., материалоемкость на бумаге теперь составляет 12000 руб. Цена старой машины, но с измененным названием, вместо 14300 руб. повышается до 17160 руб. Вместо 18 машин по плану можно выпустить 15 и выполнить план по товарной продукции. При этом же количестве машин фонд заработной платы увеличен, материальные фонды завышены. Заложена база под появление дефицита в сфере потребления и сфере производства. Завод обманул систему.
Система начинает понимать, что ее обманывают. Посылаются комиссии, организовываются всякие согласования. Система режет фонды волевым способом, исходя из одной ей понятной логики. Начинается изнурительная борьба между системой и предприятиями. Кто кого обманет. Поскольку система одна, а предприятий много, то побеждают предприятия. Но на другой номенклатуре с завышением нормативов удается проскочить только на 10%. Появляется выгодная и невыгодная номенклатура. При согласовании плана на следующий год Госплан по заявке Госснаба требует одну номенклатуру, а завод предлагает другую.
С июля по декабрь идет ожесточенная борьба. Госплан побеждает, предприятие временно отступает. Начинается новый год. Предприятие, вынужденное выполнять план ежемесячно, перевыполняет план по выгодной номенклатуре и заваливает по невыгодной. Поскольку материальные фонды выделены под одну номенклатуру, а фактически изготавливается другая, начинается свистопляска со снабжением.
Министерство, которое тоже отчитывается о выполнении плана по товару, представляющего сумму планов подчиненных предприятий, понимает, что необходимо увеличивать количество штук изготавливаемых изделий. Оно начинает строить новые заводы и расширять существующие. Под новые мощности из деревень вытягивается рабочая сила. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не встает проблема нехватки рабочих, в первую очередь, станочников. Заводы, нашпигованные дорогостоящим оборудованием, начинают работать в одну смену.
Поскольку в эпоху сверхконцентрации все ресурсы были брошены на создание тяжелой индустрии, то выпуск отраслей группы А составлял, например, 100 млрд. рублей, а отрасли группы Б направляли в сферу потребления населения 10 млрд. рублей. Разница составляла 90 млрд. рублей. Через пятилетку при ежегодном росте производства на 20%, товарная масса, выпущенная группой А составит 248,8 млрд. рублей, а группой Б — 24,9 млрд. рублей. Разница уже составляет 223,9 млрд. рублей. Производство работает ради производства (за что советская политэкономия страшно критикует капиталистический способ производства). Прилавки магазинов становятся окончательно пустыми.
Предположим, московский АЗЛК решил перейти с 407-ой модели «Москвича» на принципиально новую модель -412-ю. Разработал техническую документацию, изготовил опытные образцы, испытал их, разработал технологическую документацию. Необходимо в Минстанкопроме заказать новые линии, новые станки, новые штампы, пресформы и т.д. Минстанкопрому новая техника, да еще в единичном экземпляре, — прямая угроза срыва основного плана. После года войны, через бюрократическую процедуру согласования технических характеристик, Минавтопром через постановление Совмина одерживает победу. Теперь уже Минстанкопром воюет со своими предприятиями и побеждает. Новое оборудование попадает в план по новой технике и по номенклатуре. Станкостроительные предприятия запускают изделия в производство. Но производство загружено и напряжено выполнением текущего основного плана, отчитываться по которому нужно ежемесячно. Через ругань, выговоры, снятие с должностей лет через 8-10 на складах ОКСа АЗЛК начинает скапливаться поступающее оборудование. Затем это оборудование год, а то два, три монтируется и отлаживается, потому что сборка на заводе-изготовителе проходила в условиях штурмовщины, зачастую не испытано, а то и вовсе разукомплектовано. Наконец, новый «Москвич» пошел в производство, два – три года отлаживается технологический процесс, ликвидируются узкие места, и завод выходит на проектную мощность. А дальше что? Опять нужно давать прирост товарной продукции. Намучившись 10-15 лет с освоением новой модели, АЗЛК рождает крупное техническое решение: задние фонари поставить не вертикально, а горизонтально и пробить новую цену. Решено. Сделано. Прирост товарной продукции дан. А дальше что? Новое решение: круглые передние фары заменить на квадратные и т.д.
Система затратного ценообразования с искусственным стимулом — планом, породила такое чудовище, при котором низкое качество и техническое отставание гарантировано. Склады ОМТС завалены неликвидными материалами, склады ОКСа загромождены ящиками с никому не нужным оборудованием, незавершенное производство выросло до гигантских размеров, из сельского хозяйства выкачены последние остатки рабочей силы, поэтому дорогостоящее оборудование работает в 1 смену. Производство, работая ради производства, перерабатывает огромное количество материалов и электроэнергии. Деньги в
производственной сфере превратились в пустую формальность, а в сфере потребления фактически превратились в талоны, по которым население может получить товары первой необходимости, потому что прилавки магазинов пусты. Структура производительных сил искажена до предела и уже не вяжется со здравым смыслом. Система из стадии идиотизма переходит в стадию развитого идиотизма.
Было:
Потом переходная:
И наконец стало:
Если вы думаете, что в капиталисчтических странах сейчас по другому, то вы забыли про Рестайлинг (фейслифтинг)!
В СССР до этого дошли уже в 60-е!
Много читать — невозможно, не хочется, мало кто прочитает
разруха в головах ©
Варианты названий следующих постов:
t.me/k_power_tuning/1885
— У корейцев задиры, плохие машины, фуу
— А ты какую себе взял?
— Киа Соренто!
Работа у него такая, слегка переигрывать на камеру. Потом гляну на ютубе китайскую перекладку поршней с традиционным тестом на пошатайку, мысленно представил как он опять ехидничает за кадром))
Совок, как есть изнутри)
Одинаковый подход давал сходные результаты и Форд и СССР делали много автомобилей, чего не скажешь про нас сейчас.
И вот это самое интересное — нет же нормирования и Госплана, т.е. капитализм есть а автомобилей нет.
А частная собственность была и в Древнем Египте.
Россия сменила коммунистическую утопию на либеральную.
А капитализма сегодня в России меньше, чем было в СССР.
Германия и Япония в XIX веке в рекордные сроки вылезли из отсталости, имея руководством к действию книгу «Национальная система политической экономии» Фридрих Лист.
А вовсе не «Богатство народов...» перво-апостола либерализма Адама Смита.
После устранения прямой военной угрозы в 1961 надо было брать пример с Японии, которая сама взяла за образец Германию второй половины XIX века: долгосрочное стратегическое планирование в рамках гигантских картелей из сотен корпораций разных отраслей.
«Как Америка перестала быть великой»
zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/kak-amerika-perestala-byt-velikoi-617c460f8d2a8a63c7df397b?
PS Госснаб со своими «бесплатными» фондами вносил хаос в экономику.
Япония после WWII взяла технологический реванш у США именно планированием и концентрацией капитала. Помимо протекционизма.
И это у неё был уже не первый опыт. См. выше Rostislav Kudryashov 2023-03-09 21:52:49
Но какая-то промышленность ещё была.
С победой либерализма в 90-х вместо неэффективной промышленности — никакой. Россияне превратились в папуасов.
Тебя это радует?
Автору-респект.
Ёрничающих диванных «критиков»-скудоумков не слушаем!