Годовой отчет сети низких фиксированных цен Fix Price, несмотря на рост выручки на 20,5%, содержит любопытную тенденцию — наметившиеся с середины 2022 года снижение темпов роста сопоставимых продаж, которое к четвертому кварталу опустилось до 3,9%. Цифра не выглядит критичной, однако сигнализирует о замедлении трафика и продаж в сегменте дискаунтеров, который до недавнего времени считался перспективным для ритейлеров на фоне снижения реальных доходов населения.
Чем обрадовал Fix Price
В конце февраля Fix Price раскрыл финансовые результаты за минувший год. Ключевые показатели обнадеживают: ритейлер нарастил выручку на 20,5%, до 277,6 млрд рублей, за счет экспансии и открытия новых точек, а EBITDA выросла на 22,7% — до 54,2 млрд рублей. Благодаря солидному объему накопленных денежных средств на счетах группа снизила чистый долг вдвое, до 11 млрд рублей.
В отличие от выручки чистая прибыль повторила прошлогодние отметки в районе 21,4 млрд рублей. Это произошло по двум причинам: во-первых, руководство группы пересмотрело налоговые риски за минувший год и направило часть денежного потока на резервы по налогу на прибыль за прошедший год. Во-вторых, по сравнению с 2021 годом Fix Price нарастил инвестиционные расходы на 4,6 млрд рублей. Компания активно расширяет мощности складской инфраструктуры и на фоне роста цен на строительные услуги законтрактовала возведение новых распределительных центров.
Стоит ли присмотреться к акциям
В дивидендную политику ритейлера заложена выплата вознаграждений акционерам два раза в год, на которую направляется не менее 50% чистой прибыли при приемлемом соотношении чистого долга и EBITDA в 1,0х. Однако компания за всю историю выплатила дивиденды только раз. В 2023 году с учетом иностранной юрисдикции ритейлера новых выплат пока не предвидится.
Пока Fix Price по мультипликаторам по-прежнему оценивается инвесторами дороже аналогов — по состоянию на февраль 2023 года соотношение EV/EBITDA составляло 5,8 против 3,6 у X5 Group и 4,4 у Магнита. Рынок может давать более высокую оценку активам из-за перспективности формата низких фиксированных цен, на котором строится бизнес-модель Fix Price, однако реальное поведение покупателей может преподнести сюрпризы.
Смогут ли ритейлеры навязать конкуренцию Fix Price
В 2022 году трафик в сети Fix Price снизился на 2,5% после роста годом ранее на фоне сокращения реальных доходов населения. Падение минимальное, но показатель находится в отрицательной зоне с четвертого квартала 2021 года и уже превысил снижение «ковидного» 2020 года. Любопытен и другой фактор: в четвертом квартале 2022 года рост сопоставимых продаж LFL замедлился до 3,9% без учета корректировок на курс рубля, что может означать снижение интереса покупателей к формату фиксированных цен.
С одной стороны, ритейлера должно поддержать падение реальных доходов населения, которое может привести к притоку покупателей из других, более дорогих торговых сетей. С другой стороны, соперничество за покупателя в этом сегменте нарастает: X5 Group и Магнит выводят на рынок свои дискаунтеры под брендами Моя цена и Чижик. Fix Price может ответить конкурентам растущей экспансией сети — в 2023 году в компании намерены открыть еще 750 магазинов как в России, так и за рубежом, привлекая средства в том числе с помощью франшизы.
Ванин Андрей
«Газпромбанк Инвестиции»