Тема Китая, его истории, его политики и в какой-то мере философии очень тяжела и необычна. Гигантская страна, с огромным населением, богатая ресурсами – неоднократно занимала видное место в истории мира.
На месте Китая многократно основывались государства и империи, распадались и основывались снова. Изучению этой страны некоторые посвящают жизни, но всё равно остаётся много неизвестного.
Но мы затронем лишь небольшую часть, истории, которую логичнее всего начать с 1911 года, когда началось Учанское восстание, переросшее в Синьхайскую революцию, и в итоге всё закончилось падением монархии и появлением первой республики.
Власть начали захватывать различные военные чины со своими бандами (так называемые «милитаристы»), и территория бывшей Китайской империи стала напоминать лоскутное одеяло. Была ещё одна революция, была попытка восстановить империю, но все это провалилось.
В итоге две новые партии смогли сплотить вокруг себя достаточное количество людей, чтоб стать серьёзными политическими силами: партия Гоминьдан (ГМД) и Коммунистическая Партия Китая (КПК).
Официальная власть (насколько она была возможна) принадлежала одному из милитаристов, и для её свержения две партии объединились. Далее ГМД решила, что с коммунистами им не по пути, и начала их планомерное истребление.
Коммунисты удар пропустили и ретировались в южные провинции центрального Китая, а потом седлав хитрый ход конём, перешли на север. ГМД к этому времени захватила основную часть территорий, и по сути, получила официальную власть в Китайской Республике.
Мир в то время был горячее вулкана. Только отгремела Первая Мировая и складывалась партия Второй Мировой. Пока китайцы весело резали друг друга, из-за пролива прибыли самураи – поучаствовать в веселье.
Сначала японцы входили в Китай легонечко, играючи, но тем не менее смогли отхапать себе Маньчжурию, а уже после этого взялись за дело всерьёз, начав полномасштабное рубилово в 1937 году. Кстати, многие китайские историки считают именно этот год – годом начала Второй Мировой.
Будущие конструкторы Тойот и Хонд знатно покрошили людишек, без всех этих расовых теорий и антисемитизма – просто потому, что им так захотелось. Но потом пришёл час расплаты, заметно повысив среднюю годовую температуру в двух известных японских городах.
С китайского побережья японцев вышвырнул Советский Союз, попутно намекнув красным китайским братьям на верную дорогу для Китая.
И КПК воспользовалась мудрым советом, начав теснить гоминьданцев по всем провинция, периодически отхватывая новые куски, которые доселе были под контролем иных сил.
И ГМД не выдержала натиска, правительство Китайской Республики, дождавшись тёмной ночки, ретировалась на островок, зовущийся Тайванем. По различным причинам КПК не стала (или не смогла) захватить Тайвань сразу, оставив его, как есть.
Правда, противостояние не закончилось, две противоборствующие стороны пережили два серьёзных кризиса, вплоть до артиллерийских обстрелов территорий. Но имеющегося положения дел это не изменило.
И сложилась парадоксальная ситуация: власть Китая, того, который был – официально существует, издаёт законы, избирается, но параллельно с ней есть другой Китай, который, по сути, долгое время был взбунтовавшейся провинцией.
Но, как и в любой смене власти, если меняющие власть закрепились как следует – то теперь они диктуют свою волю, становясь уже властью официальной. Китайская Республика худо-бедно признавалась миром до 1971 года, затем ее официально заменил новый Китай – Китайская Народная Республика, заменив старую даже в Совете Безопасности ООН.
Обе стороны ведут себя так, будто ничего не случилось. КНР считает Тайвань своей неотделимой частью, Тайвань такой же частью считает весь материковый Китай, и лица и тех и других невозмутимы (впрочем, сложно что-то понять в китайских лицах).
Тайвань духом не падает. Будучи оппозицией коммунистам, он нашёл верных друзей в капиталистических (хотя теперь говорят – демократических) странах. США, активно участвуя в азиатских делах, оказывали маленькому и гордому острову посильную помощь и даже как-то размещали там свои ракеты.
В истории обеих этих территорий далее было много различных поворотов, обострения и смягчения отношений, но дороги их давно разделились.
И актуальный вопрос сейчас – а что будет? Будет ли присоединение Тайваня к Китаю, и главное, каким оно будет, если всё-таки случится?
Однозначного ответа тут нет. Очевидно, что сейчас у двух этих китайских земель стадия обострения, в которую, разумеется, вмешиваются внешние силы – скажем, уже упомянутые США, которые в 2018 году начали официальное дипломатическое сообщение с Тайванем.
И всё громче и громче звучат угрозы военного вторжения, и всё больше провокаций совершается с различных сторон. К чему всё это приведёт?
Моё мнение
Я бы хотел здесь высказать своё мнение. Оно субъективно, и может отличаться от реальности. Китай – тот, который мы сейчас понимаем под КНР – всю свою историю придерживается достаточно острожной политики.
Да, они тоже могут обострять отношения, вплоть до начала военных действий и даже с серьёзными странами. Потому ни в коем случае нельзя списывать со счетов, подразумевая, что они не могут воевать.
Просто вторжение сейчас, когда запад вполне себе чётко дал понять, за кого он будет в этом сражении – не самая лучшая и разумная затея. Китайцы могут смотреть на ручей, пока там не проплывёт труп врага.
Си Цзиньпин, несмотря на возраст и амбиции – проявляет себя как осторожный политик, потихоньку выдавливая своих конкурентов из политического поля, что позволило ему пойти на третий срок. Множество голосов раздаётся в пользу того, что ему теперь просто необходимо начать заварушку с Тайванем.
Но зачем ему это? Он никогда за свой срок не демонстрировал политику именно силового решения проблем, предпочитая маленькие осторожные ходы. И вряд ли теперь он начнёт играть в нетипичном для себя амплуа, размахивая шашкой и призывая к смерти во имя Родины простого Ли, город Сиань.
Я думаю, будет дальнейшее политическое давление, экономическое воздействие, возможно – локальные военные угрозы. Но не жду полномасштабного вторжения.
Надеюсь, я заслужил свой миска рис и кошко-жена!
Спасибо, интересно.
Одно не понятно.Вы за власть диктаторов или за власть народа?
Глядишь и не было бы всего этого пиздеца
В США уже поняли, что их политика переноса производств в Китай, привела к возникновению сильного конкурента, экономическая, технологическая и военная мощь которого с каждым годом всё возрастает и в ближайшие 5 лет Китай опередить США.
Скорее всего США спровоцируют Китай на военные действия в 2025-2026 когда будут запущены американские заводы по производству полупроводников. У них богатый опыт провокаций стран к военным действиям, как повод для воин и санкций.