Реальный ВВП России в 2022 году снизился на 2,1%, следует из первой оценки Росстата. Еще 17 января президент России Владимир Путин заявлял, что по итогам 2022 года ожидается снижение ВВП на 2,5%. Минэкономразвития в сентябрьском прогнозе, легшем в основу действующего федерального бюджета, ориентировалось на сокращение экономики на 2,9%. В итоге снижение оказалось меньше, чем в пандемийном 2020 году, когда экономика по первой оценке упала на 3,1%, но потом падение было пересмотрено до 2,7%.
В разрезе отраслей самая заметная негативная динамика выпуска зафиксирована в обрабатывающем секторе (минус 2,4%), оптовой и розничной торговле (минус 12,7%), отраслевом комплексе «водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» (минус 6,8%). Минприроды комментировало, что объем утилизации отходов и обработки вторичного сырья сократился в 2022 году на фоне санкций, которые привели к нарушению привычных цепочек поставок оборудования и материалов.
В торговом секторе весомая доля приходится на продажи природного газа. По данным рейтингового агентства НКР, выручка российских газодобывающих компаний в официальной статистике учитывается именно по виду деятельности «оптовая торговля», а не «добыча нефти и природного газа». Добыча природного газа и газового конденсата сократилась за 2022 год на 1,9%, сообщал Росстат ранее. Это произошло на фоне резкого сокращения закупок российского трубопроводного газа странами Евросоюза. Впрочем, и оборот розничной торговли в 2022 году серьезно сократился — на 6,7% в сопоставимых ценах, на что повлияли снижение реальных располагаемых доходов населения и переход на так называемую сберегательную модель поведения.
Среди секторов-лидеров — сельское хозяйство (+6,6% по итогам года), строительство (+5%), госуправление, включая обеспечение военной безопасности (+4,1%), финансовая и страховая деятельность (+2,8%). Чистый экспорт (экспорт минус импорт) в 2022 году обеспечил 12,8% в использовании ВВП — против 9,3% в 2021-м. В Росстате это связывают с «существенным превышением цен экспортируемых топливно-энергетических продуктов над ценами импорта».