Рассмотрим самый известный пример долгового кризиса и последующей гиперинфляции в Германии, которые последовали после окончания Первой мировой войны.
Часть №1 — ссылка.
Часть №2 — ссылка.
Январь-август 1923 года: оккупация Рурской области
В прошлой части мы остановились на том, что немецкая марка утратила свой статус как средство сбережения.
Несостоявшиеся поставки леса в качестве выплата по репарациям привели к оккупации Рурской области, где производили уголь.
Германии из-за потери значительной части угля пришлось импортировать его из других стран, что ещё больше ударило по платёжному балансу.
Расходы правительства выросли, нехватка ликвидности вынудила Рейхсбанк (ЦБ Германии) печатать ещё больше денег, и инфляция выросла до астрономических уровней.
Чтобы потянуть время ЦБ Германии занял кредит в иностранной валюте и использовал эти деньги для продажи немецких марок, тем самым временно укрепил валюту на 50% и остановил рост инфляции.
Также ЦБ поднял процентные ставки до 18%, но поскольку инфляция достигла отметки в 10 000% это не дало значительного эффекта.
К маю 1923 года стало очевидно, что резервов у Рейхсбанка не осталось для выплаты долгов по иностранной валюте, поэтому фиксированный обменный курс через 6 месяцев был отменён.
Гиперинфляция возобновилась с новой силой, достигнув отметки в 36 млрд процентов к ноябрю 1923 года.
С июля 1922 года по ноябрь 1923 года немецкая марка обесценилась на 99,9999997% по отношению к доллару, а цены выросли на 387 млрд процентов.
Для сравнения в 1913 году во всей немецкой экономике обращалось 6 млрд марок, к концу 1923 году на эти деньги можно было купить буханку ржаного хлеба.
1924 год: окончание гиперинфляции
В конце 1923 года безработица быстро росла, инфляция достигала отметки в миллион %, реальные доходы от налогов сокращались, продуктов питания было недостаточно, а операции с немецкими марками считались невозможными.
Союзники пришли к выводу, что без существенного сокращения репараций экономика Германии не сможет восстановиться.
Начался процесс реструктуризации репараций
Значительные прогресс в переговорах был достигнут в сентябре 1923 года, когда немецкие промышленники Рурской области начали сотрудничать с Веймарским правительством.
К концу ноября 1923 года был создан новый комитет — Дауэса в задачи которого входило обзор и потенциальное сокращение германских обязательств по выплате репараций.
В последующие 10 месяцев страна не сделала ни одного платежа по выплате репараций, это дало, передышку немецкой экономике.
В августе 1924 года был реализован план Дауэса, который сократил бремя репараций. График погашений был переделан, стоимость обслуживания долга снижена, и в 1924 – 1925 годах суммы репарационных выплат стали занимать всего 1% немецкого ВВП (в 1923 году эта цифра была 90%).
Создание новой валюты
В 1923 году правительство начало выпуск долговых обязательств с очень маленьким номиналом в долларах, которые, как надеялось руководство, будут использовать в качестве временной валюты.
Эти казначейские векселя можно было использовать в качестве обмена на товары и средства сохранения сбережений.
Далее был создан новый национальный банк – Ротенбанк и новая валюта – рентная марка, которая начала обращаться 15 ноября 1924 года.
Рентная марка была привязана к бумажной марке по курсу один к триллиону и к доллару по курсу 4,2 рентной марки за один доллар – что символично было важным обменным курсом, так как он установил золотую стоимость рентной марки, равную стоимость довоенной марки, то есть марки мирного времени. (Крутой психологический трюк).
Ограничения печатания денег
Ключ к продолжительному успеху заключался в том, что рентных марок выпустили очень мало и они были обеспечены реальными активами. В этой марке не было выдано крупных долгов, их размер был ограничен 2,4 млрд марок.
И в отличие от векселей золотого займа, данная валюты была обеспечена 5% закладными на всю немецкую промышленность и сельскохозяйственную собственность.
Печать денег остановили, а денежная масса (количество денег в системе) из-за обмена на рентную марку снизилась до того уровня, что её можно было обеспечить государственными резервами.
11 октября 1924 года была введена ещё одна твёрдая валюта – новая рейхсмарка. Её можно было получить по курсу 1 к 1 к ренте.
Более того, новая валюта была привязана к золоту. Можно было обменять марки на золотые слитки.
Постепенно рентная марка была вытеснена из обращения в течение 10 лет.
Возврат доверия потребителей к системе
15 октября 1923 года новый Ротенбанк заявил, что перестанет монетизировать новые долги. Взятые после 15 ноября 1923 года, а также ограничит размер общего государственного кредита для правительства в 1,2 млрд рентных марок.
Простыми словами Ротенбанк стал независимым от правительства. ЦБ Германии не стал выдавать кредитов государству больше обещанного, что увеличило доверие населения к новой валюте.
Преодоление дефицита
Когда ЦБ перестаёт выдавать новые кредиты для правительства, а занять новые деньги у других стран нельзя, то приходится балансировать бюджет.
К концу 1923 года было принято решения преодолеть дефицит бюджета.
Были проиндексированы ряд налогов с учётом накопленной инфляции, а также был введены новые чрезвычайные налоги.
Помимо этого, была активная работа по сокращению расходов. Сократили на 25% число чиновников, а зарплаты остальных урезали на 30%.
Все эти меры вызвали стабилизацию обменного курса, что позволило сократить инфляцию и повысить реальные доходы казны за счёт повышенных налогов, что, в свою очередь, позволило сократить дефицит бюджета и вновь укрепить доверие граждан к новой валюте и действиям властей.
К январю 1924 года правительство уже вышло в профицит бюджета.
Ужесточение кредита
Чиновники решили ужесточить доступ к кредитам, чтобы частный кредит не усугубил давление на инфляцию.
1. В февраль 1924 года правительство объявило, что переоценит некоторые частные долги, что вынудит кредиторов отдать больше, чем они взяли по номиналу.
2. Было ограничено частное кредитования. Новые кредиты можно было взять только после погашения старых.
Данные меры вкупе с другими привели к снижению инфляции до отрицательных значений.
Накопление инвалютных резервов
Ситуация всё ещё была шаткая и не было гарантий, что проблемы в будущем вернуться и правительство пришло к решению накопить резервы.
После возврата доверия к новой валюте промышленные компании стали переводить иностранную валюту на счета Рейхсбанка вместо того, чтобы держать эти деньги под матрасом.
С ноября 1923 года по январь 1924 года валютные резервы страны выросли с 20 млн золотых марок до 300 млн золотых марок.
В октябре 1924 года комитет Дауэса предоставил Германии кредит в иностранной валюте в размере 800 млн золотых марок в долларах, фунтах стерлингов и франках.
Хотя эта сумма была не особо велика, но зато это повысило авторитет Рейхсбанка.
К концу 1924 года кризис оказался позади. Германия вступила в период восстановление.
==================================================
Мы с вами рассмотрели экономические последствия для страны, которая развязала войну, проиграв её.
В следующем примере рассмотрим экономические последствия для страны победителя.
===================================================
Больше интересных статей можно найти в моем телеграм-канале по ссылке: t.me/invest_fynbos
Тут уже не до материнских капиталлов с пенсионными возрастами будет.