FEBRUARY 14, 2023
Санкции США в отношении АЛРОСА и ограничения, наложенные на международные денежные каналы в Россию, ограничили доступ к крупнейшему в мире производителю алмазного сырья. Но санкции имеют лазейки и пересматриваются. Они ограничили только прямой импорт из России, но разрешили заказы алмазов, полученных в России, но отполированных в других центрах. (Мы более подробно рассмотрим механику санкций в следующей части).
Кроме того, другие страны не ввели санкций — в частности, Бельгия, крупнейший торговый центр алмазов АЛРОСА; Индия, которая обычно производит их; и Дубай, который облегчает их торговлю с Индией. У российских товаров еще есть путь на рынок, и они явно обходят санкции.
Данные Национального банка Бельгии свидетельствуют о том, что импорт страной непромышленного алмазного сырья из России упал на 8% в годовом исчислении до 1,26 млрд евро ($1,35 млрд) за первые 10 месяцев 2022 года и на 29% в натуральном выражении до 2,6 млн карат.
Между тем, статистические данные Министерства торговли Индии свидетельствуют о том, что импорт алмазного сырья из России вырос на 23% в стоимостном выражении до 902 миллионов долларов за тот же 10-месячный период, в то время как по объему он увеличился на 14% до 4,1 миллиона каратов. Индийский совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), который отслеживает свои собственные данные на основе данных министерства, не ответил на запрос Rapaport объяснить увеличение к моменту публикации.
Вполне вероятно, что некоторые из товаров, неучтенных в Антверпене, отправляются прямо в Сурат, в то время как они, как правило, останавливаются в Бельгии по пути в Индию даже на обычном рынке. Совокупный импорт из России для двух центров упал на 8% в годовом исчислении до 6,7 млн карат (см. график) за период с января по октябрь. Данные об импорте по странам-источникам не были получены из других крупных центров торговли сырьевыми товарами, в частности из Дубая, Израиля и Китая.
Так или иначе, российские алмазы явно выходят на рынок, и АЛРОСА выглядит активной. И предполагая, что они не едут в США, учитывая юридические и репутационные последствия торговли этими товарами, есть и другие направления, которые не имеют таких же проблем, а именно Китай и Индия.
Хотя на этих неамериканских рынках есть розничные точки, на которые поставщики могут продавать, большая проблема для дилеров и производителей заключается в том, чтобы гарантировать, что российские и нероссийские алмазы не смешиваются на этапах торговли, огранки и полировки. Может ли торговля дать американским ювелирам гарантии, которые они ищут, что их поставки не из запрещенного источника? Может ли он проследить свои поставки, чтобы облегчить полную историю ESG, которую должны рассказать люксовые бренды и ювелиры?
Это станет большой проблемой для алмазной промышленности в 2023 году, поскольку кризис в России сохраняется. Поставки АЛРОСА, вероятно, увеличатся в этом году. Торговая сторона должна будет решить, как лучше всего раскрывать эти товары.
В то время как De Beers переключила внимание на брендинг, АЛРОСА строила свои позиции как крупнейший производитель необработанных алмазов. За последнее десятилетие она добывала в среднем около 35 миллионов карат в год (см. график), и хотя в последние годы этот показатель немного снизился, АЛРОСА по-прежнему была крупнейшим производителем в 2021 году — чуть выше De Beers (см. диаграмму). АЛРОСА прогнозировала добычу от 33 до 34 миллионов карат на 2022 год.
Компания имеет около 20 шахт в пяти дивизионах, включая Айхал, Мирный, Удачный, Нюрба и Ломоносов (Севералмаз), с впечатляющим ресурсом более 1-го миллиарда карат, согласно ее веб-сайту. Они состоят из смеси кимберлитовых, аллювиальных и хвостохранилищ, в то время как АЛРОСА вложила значительные средства, чтобы углубиться в подземную добычу на знаменитых Международных, Айхальских и Удачных операциях.