5 декабря страны G7, Австралия, а также 27 стран Европейского союза ограничили цены на российскую нефть на уровне $60 за баррель. Ограничение позволяет странам, не входящим в ЕС, импортировать российскую нефть морским путем, но запрещает западным судоходным и страховым компаниям обрабатывать грузы с нефтью, если она продается выше этой отметки.
Сейчас подавляющая часть российской нефти торгуется ниже этого предела, при этом Urals, которая перевозится по морю, во вторник стоила $49.50 за баррель на условиях франко-борт, порт Приморск, и $47.83 на условиях франко-борт, порт Новороссийск. Как рассказали Reuters трейдеры, объемы отгрузки нефти из Приморска, Усть-Луги и Новороссийска в этом месяце могут достичь многомесячного максимума, превысив 9.5 млн тонн благодаря устойчивому спросу в Азии, росту цен на нефть и доступности танкеров.
Судя по планам экспорта и данным трейдеров, отгрузки нефти из России и Казахстана через Приморск и Усть-Лугу в январе могли подскочить до самого высокого уровня с 2019 года и составить 7.4 млн тонн. Суда, принадлежащие ЕС, в основном Греции, в январе перевезли более 2 млн тонн нефти Urals из портов Балтийского и Черного морей, что превышает четверть российского экспорта из этих портов.
Согласно расчетам Reuters, основанным на данных торгового терминала Eikon и информации, которой поделились трейдеры, объем перевозок судами ЕС почти в два раза больше, чем в декабре. Министерство энергетики и Министерство транспорта России отказались от комментариев. Россия заявила, что не согласится продавать нефть в рамках ценового ограничения.
Принадлежащие Греции суда, находящиеся под управлением греческих компаний, в январе совершили по меньшей мере 21 рейс с российской нефтью по нескольким направлениям. По данным Refinitiv Eikon, греческие судоходные компании включали TMS Tankers Management, Stealth Maritime, Kyklades Maritime, Dynacom, Delta Tankers, NGM Energy и New Shipping.
NGM сообщила, что ее танкер Ace выгрузил нефть в Болгарии.
Танкер Karolos, находящийся под управлением Dynacom, загрузил российскую нефть в балтийском порту Усть-Луга в январе и должен доставить ее в Сикку, Индия, к 3 февраля. Танкер Lovina под управлением TMS Tankers в январе загрузило нефть в российском порту Приморск и также направляется в Индию.
www.reuters.com/business/energy/western-tankers-ramp-up-russian-oil-shipments-under-price-cap-2023-02-01/