❗️ Большая часть информации в СМИ — это конечно полная лажа!
Статьи на новостных ресурсах пишут копирайтеры, которые даже теоретически не разбираются как устроена экономика. Не говоря уже о том, что на реальной практике в постоянно меняющихся условиях всё может сильно отличаться от теории.
Журналисты тупо копипастят западные статьи, берут официальную статистику, ставят интригующий кликбейтный заголовок и делают из всего этого долгоиграющие и желательно жутко негативные выводы (негатив лучше цепляет целевую аудиторию — «шеф, всё пропало»).
Изредка на не очень популярных ресурсах проскакивают материалы с полезной аналитикой.
Например, вот статья о том, что реальная цена на российскую нефть на самом деле намного выше, чем официальные биржевые цены.
Оказывается эти «официальные биржевые цены» вообще рассчитываются каким-то странным способом, неактуальным в условиях санкций и ценового потолка.
Но нет, все СМИ публикуют страшные новости о $30 скидке на российскую нефть. На основе этого прогнозируют катастрофический бюджетный дефицит, исчерпание ФНБ, падение объемов производства нефти, короче опять «всё пропало». При этом каким-то непонятным образом
добыча нефти в РФ за 2022 год выросла на 2%. Куда же вся эта добытая нефть девается, если её никто не хочет покупать?
Или вот статья про реальные цены на рынке недвижимости России.
Оказывается реальные цены отличаются от цен в объявлениях на 25-30%! И это хорошо видно через статистику Росреестра.
Получается все эти графики и анализы цен на недвижимость по ценам из объявлений —
самая настоящая лажа. Пишут одну цену, а продают по другой. Покупатель приходит на рынок, ему типа делают скидку, ведь в объявлениях цены выше. А на самом деле он покупает по реальной намного более низкой цене.
Правильно говорят: «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика».
А к журналистам и копирайтерам претензий нет. Они вынуждены пользоваться официальными данными и статистикой. Они ж не виноваты, что статистика липовая. Глубоко копать в каждой теме, разбираться, как оно на самом деле, значит потратить время и упустить инфоповод. Намного выгоднее встроиться в медийный поток и подыгрывать целевой аудитории, желающей кликбейтных заголовков.
Но проходит время, ажиотаж по какой-то теме спадает и оказывается, что все эти интригующие прогнозы не сбываются:
Европа не замерзла
А как же цены на газ в Европе по
€5000 за 1 тыс. куб. м?
Глобального кризиса из-за инфляции в США и ЕС не случилось
Привет
Spydell, как говорится «и на старуху бывает проруха » :)
Покупатели на российскую нефть нашлись
Курс доллар-рубля не 170 и даже не 90.
Привет
Демуре.
Китайский рынок недвижимости не рухнул
Привет
Evegrande
и так далее и так далее ... про коронавирус даже вспоминать не хочется, если там и была пандемия, то только в головах у чиновников.
В общем ребята не доверяйте СМИ. Полагайтесь на здравый смысл, осознайте, что прогнозы делаются на основе линейной экстраполяции и не учитывают адаптацию системы к меняющимся условиям.
Александр Гвардиев
Всем привет из солнечного Бали!
UPD
P.S. Просто у меня ещё брат работает в военной журналистике. И он рассказывает, что когда он готовит классный материал со сравнением военной техники НАТО и РФ, использует серьезные англоязычные источники, самостоятельно их переводит, то статья набирает до 10 тыс. просмотров. А если пишет какой-то кликбейт с попсовой аналитикой типа «наши вундервафли — самые лучшие вундервафли в мире», то такая статья может набрать и 100 тыс. просмотров.
Хорошую аналитическую статью можно и сутки писать, но заплатят за нее как и за попсовую, которую можно написать за полчаса. И вопрос: если ему невыгодно писать хорошие статьи, если медиаресурсам невыгодно публиковать хорошие статьи, если аудитория даёт больше просмотров на попсу и кликбейты, то нах*ра вообще стараться делать качественную аналитику? Вот и получается, что в СМИ одна лажа.
Жаль на смартлабе такое не востребовано.
Касательно недвижки — вот далеко не всегда, особенно на вторичке, цена росеестра это прям реальная окончательная цена сделки.
Там всякие компенсации за ремонты и прочая побочка встречается частенько
Возьмем несколько человек. У каждого из них свой жизненный опыт, свои модели реальности в голове. Разумеется, большая часть опыта пересекается и поэтому люди могут понимать друг друга. Но при этом остается часть уникального опыта, иначе люди бы погибли бы давно, да и вообще им тогда было бы неинтересно друг с другом (что мне общаться с кем-то, если он знает то же что и я?). А теперь если взять население страны, то область пересечения будет, но она будет ещё меньше — этакое компактное ядро коллективного сознания. Поэтому любая политика или любая деятельность, претендующая на массовость, обязана обращаться именно к этому ядру. А так как ядро — это самое общее, что есть у массы людей, то ничего удивительного, что там самые базовые и простые вещи сидят. Типа не убий, не укради, демократия — это хорошо, наши вундерфавли самые лучшие и т.д. В каждом социуме будет своё ядро. Без детализации и нюансов. Поэтому любая политика априори будет аппелировать к этому ядру. Любой пост на тему инвестиций наберёт больше охвата, если будет аппелировать к простым вещам (типа безрисковая стратегия, которая даст +100500% процентов). Любой пост на тему военки наберёт больше просмотров, если будет писать то, что уже сидит в головах людей.
Верное и обратно — чем профильние и качественней материал, тем более узкому кругу людей он зайдёт.
Как писал Оруэлл в 1984 — «Лучшие книги, понял он, говорят тебе то, что ты сам уже знаешь»
крадут мимо бюджета?
кстати, вполне вероятно, эти -30 к бирже изначально вызывали сомнения
здравствуйте, 90-е!?)
Модель пропаганды (англ. propaganda model) — теория Эдварда Хермана и Ноама Хомского, утверждающая наличие систематических перекосов в средствах массовой информации и объясняющая их экономическими причинами.
Теория впервые выведена в их книге «Производство согласия»