Экспертное сообщество начало пустую дискуссию на тему, проциклично ли оно и стабилизирует ли реальный курс.
При глубочайшем уважении к экономическим умам, они заняты анализом технических аспектов, которые нужны, когда все business as usual. Очень жаль, что нет комплексного признания отсутствия любого usual.
Первое. Позвольте напомнить, что бюджетное правило — это не про то, как минфин будет торговать валютой. Бюджетное правило — это система ограничения расходов. Сейчас таковая, конечно же, существовать просто не может. Там нажали кнопочку “всё для фронта”.
Второе. Давайте рассмотрим совокупность событий.
1. Есть данные по исполнению бюджета — 2022. За год дефицит составил 3.3 трлн рублей. Это при том, что поступления от углеводородов вплоть до ноября были близки к норме, и настоящие проблемы начались только в декабре. Следует также вспомнить, что в доходную часть записан эпический трансфер от Газпрома и некоторые другие трюки перераспределения.
2. Параллельно данные по банковскому сектору позволяют увидеть, что около 2 трлн рублей внезапно появилось в системе аккурат в завершение года. ЦБ уверяет, что все, конечно же, стерилизовано или будет стерилизовано. Напомню, что в условиях низкой определенности краткосрочное и долгосрочное равновесия могут радикально различаться.
3. Незадолго до этого происходит любопытный скачок курса доллара (конечно же, это все рынок, riight). Никакая потребность минфина в срочном латании дыр тут роли совершенно не играет. Но именно министр Силуанов, сжигая на себе очередную шапку, громогласно рассказывает, что это импорт так бурно и вовремя оживает.
Однако ж рынок не дурак. В ОФЗ уже несколько месяцев невооруженным взглядом виден упорный рост ставок. И в минфине есть компетентные сотрудники, которые улавливают этот немой вопрос, и считают нужным дать на него хоть какой-то ответ. Пускай костыль, но хоть как-то объяснить, откуда правительство будет брать деньги.
Ну а дальше сказ о бюджетном правиле. С жирными сносками “мы тут все можем поменять в любой момент, но пока планируем продавать столько-то”. Я бы держал в уме только одно.
Бюджет России в 2023 балансируется при цене выше $100 за баррель. Текущие цены — ниже $40. В условиях де-факто парализованного импорта и счета движения капитала, т.е. в замкнутой системе, любое финансирование дефицита будет тождественно эмиссии*. Что бы ты сам себе не продавал, ОФЗ или юани.
* С несущественными оговорками.
Источник: https://t.me/gko00
Нет, родной. Бюджетное правило — это вредительская система ликвидации внутренних инвестиций в развитие российской экономики.
Вместо покупки средств производства и инвестиций в создание рабочих мест с целью повышения диверсификации экономики и укрепления ее независимости от внешнего влияния, правящий класс РФ покупает иностранную валюту у иностранных банкиров и хранит ее за границей.
За бюджетное правило нужно расстреливать или вешать вниз головой.