
«Тот, кто нам мешает, тот нам поможет». Фраза и кадр из фильма «Кавказская пленница»
С 2023 года депозиты облагаются НДФЛ. Упрощая, под НДФЛ подпадает совокупность банковских депозитов, которыми обладает то или иное лицо, превышающая 1 млн.р.
Вводить налоги на депозиты (считай, налоги на частные инвестиции) в пору экономического кризиса –решение, мягко говоря, спорное.
Но, кажется, законодатель, увлеченный наполнением бюджета, сам не оценил того шанса, который дает фондовому (и не только) рынку в стране с госэкономикой и супер-централизованной банковской системой.
Налоговая приманка (по факту, до 2023 года депозиты НДФЛ не облагались) годами не пускала физических лиц дальше сберкнижки и ее воплощений.
Это создавало 2 проблемы. Во-первых, депозитчик никогда не становился полноценным экономическим субъектом (как, к слову, и полноценным налогоплательщиком в нашей системе корпоративных и косвенных налогов, т.е. налоги платил, но сколько и за что, не знает). Он был максимально отделен от своих вложений, их использования и финансового результата. Мантра, что низкая ставка депозита оправдывается его надежностью, констатирует низкую ставку, не давая понимания надежности. Второй по величине банк в 2022 году не только купил восьмой по величине банк, но и, видимо, готовится к убытку в 0,5 трлн.р.
Это проблема №2. Крупнейшие банки, живущие за счет внушительной банковской маржи (разница между стоимостью привлечения и стоимостью размещения денег) при дополнительной залоговой защищите выданных кредитов, ставшие к тому же естественными монополиями, находятся в идеальных условиях. Цена отдельной ошибки, потерянных на кредите денег, дорого купленной валюты и т.д., пренебрежимо мала. Так что ошибок должно быть много, и их сумма часто становятся неподъемной (Промсвязьбанк, Открытие, банки Татарстана). А вся банковская система вряд ли претендует на неэффективность.
И вот депозиты и те же облигации – в равных налоговых условиях. Такое уже было в 2018-2020 годах, когда действовало льготное налогообложение облигаций. И именно тогда и именно это создало розничный облигационный рынок. Отличие ситуации 2023 года в том, что мы имеем не льготы на фондовом рынке, а налоги на банковском. Это более серьезный стимул взвесить, так ли дорог привычный депозит.
Переток частных инвесторов, их денег и инициативы в частный же сегмент экономики отчасти стимулирует и автаркия гос- и окологосударственного супер-сегмента: меньше прозрачности и предсказуемости, больше мобилизационной нагрузки, вопросы к эффективности, а вместе с ней и к судьбе вложений, сделанных в первую очередь через госбанк.
Нынешний налоговый маневр – краеугольное решение для фондового, в особенности облигационного, а также денежного рынка. Как человек с рынка, никогда не интересовавшийся депозитом в банке, могу только поблагодарить тех, кто его принял.
Так размер среднего брокерского счета всего порядка 200 т рублей — эквивалентная сумма депозита в банке под ндфл не попадает
По-моему, о перетоке денег с депозитов на фондовый рынок говорят уже очень много лет. Переток если и идет, то, по-моему, очень медленно. Хотя количество людей имеющих брокерские счета и выросло за последнее пару лет на порядок и уже практически 23 миллиона человек их (счета брокерские) имеют.
Поэтому, с мое лично точки зрения, те депозитчики, которые хотели придти на фондовый рынок уже давно пришли в 2017, 2018 году (после завершения «вкусных» трехлетних депозитов декабря 2014 г.)
Здесь, по-моему, в марте месяце 2022 г. пошел обратный переток с брокерских счетов на вклады, знаю многих людей, которые вывели часть денег с брокерских счетов и переложили их на вклады под 20% годовых на 3-6 месяца. Часть денег, после завершение этих вкладов, люди вернули на брокерские счета, но часть и оставили на вкладах пусть и под гораздо меньший процент.
По поводу ндфл — то что его не было до 2023 г. — чушь полная. НДФЛ с банковских вкладов был всегда, просто он брался по другому (35% с превышения ставки рефинансирования (потом ключевой ставки) + 5 п.п. (в 2015 — плюс 10 п.п.) и касался очень небольшого количества вкладчиков, так как ставка по вкладу очень редко превышала данный показатель.
О каком перетоке может идти речь, если многие годы на счетах «до востребования» и текущих счетах у населения под нулевую ставку лежит порядка 6-8 трл. рублей.
Та, глазом не моргнув, отвечает: да, так это же хорошо )))