За последние две недели руководители разного ранга ЦБ высказались на одну и ту же тему: на какую денежную массу правильнее обращать внимание: только на рублёвую, или на рублёвую вместе с валютной.
Тон задала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Вот, например, что она сказала 16 декабря:
«Процесс девалютизации банковских балансов в последние месяцы продолжился. Происходит изменение структуры спроса на деньги. Вместо иностранной валюты для проведения расчетов, привлечения инвестиций и формирования сбережений все активнее используются рубли. Это нашло отражение в существенном росте рублевой денежной массы М2 [эм-два], на который многие обратили внимание. Однако более информативным является широкий индикатор денежной массы М2Х [эм-два-икс], включающий также депозиты и счета в иностранной валюте. Этот показатель растет темпами, не превышающими годовую инфляцию.»
(источник: ЦБ РФ).
Чуть позже в интервью РБК ту же самую мысль повторил Алексей Заботкин, заместитель Набиуллиной по денежно-кредитной политике.
Вот что он сказал:
— Показатель М2 — это показатель рублевой денежной массы. Для динамики совокупного спроса в экономике и, соответственно, инфляции более значимым, более релевантным денежным агрегатом является то, что называется «широкая денежная масса» М2Х, которая помимо рублевых счетов и депозитов и наличных рублей включает в себя валютные счета. Потому что… население способно превратить свои валютные сбережения в рублевые довольно быстро и, соответственно, потратить их.
Высказался на эту же тему и подчинённый Заботкина, директор департамента денежно-кредитной политики Кирилл Тремасов.
Его тезисы были такими же: правильнее смотреть не М2, а М2Х. И если посмотреть темпы М2Х, то они не такие высокие (как М2), и «сопоставимы с ростом ВВП».
Все три руководителя ЦБ впали в заблуждение. И будет правильным их поправить.
Валютная часть денежной массы ухудшает корреляцию денежной массы и ВВП. Поэтому её лучше не учитывать, если мы хотим понять влияние денежной массы на «совокупный спрос» и, в конечном счёте, на ВВП.
Вот график, который показывает динамику реального ВВП и реальной рублёвой денежной массы (той самой М2, скорректированной на инфляцию).
График 1.
Корреляция показателей видна невооружённым глазом. Падения реальной рублёвой денежной массы совпадают с падениями реального ВВП.
Итак, это рублёвая часть «широкой» денежной массы М2Х.
Что же можно сказать о валютной части М2Х? Вот график, который показывает динамику этой валютной части.
График 2.
Что мы видим:
Во времена кризисов 2008-2009 годов и 2013-2015 годов валютная часть широкой денежной массы движется в направлении, противоположном ВВП. ВВП падает, а валютная денежная масса растёт.
Другими словами, учёт валютной части не улучшает, а ухудшает корреляцию денежной массы с ВВП.
Руководители ЦБ должны, наконец, понять, что динамика российской экономики зависит не от валюты, а от рублей, управление которыми полностью в их руках.
Чем быстрее они это поймут, тем быстрее Россия выйдет из стагнации (темпы роста ВВП в среднем около 1% в год), которая длится уже более 10 лет.
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР
Более полный перечень статей с разбивкой по темам есть ЗДЕСЬ.
___
Раньше всего материалы публикуются в Дзен и Телеграм
Телеграм : https://t.me/m2econ
Дзен : https://zen.yandex.ru/m2econ
Подписывайтесь!
Буду благодарен вам за лайки и комментарии
