DenisMonte
DenisMonte личный блог
26 декабря 2022, 15:23

Что ждет Европу в 2023 году?

За почти два десятилетия, которые я провел, освещая Европейский союз и отношения НАТО с его восточным соседом, Западными Балканами, 2022 год был самым интересным и динамичным годом, который я когда-либо видел. Российское вторжение в Украину, конечно, в центре всего этого. Во многих отношениях война возродила смысл существования обеих организаций после нескольких трудных лет.

Brexit, хаотичное президентство Дональда Трампа, президент Франции Эммануэль Макрон, называющий НАТО мертвым, Турция становится все более неуклюжим союзником и партнером, медленное и хаотичное развертывание вакцины против COVID-19 в ЕС — было много вопросов и неуверенности в отношении обоих институтов. в 2022.

Но сейчас, в конце года, заметно, что и ЕС, и НАТО стали сильнее. Приняв поистине историческое решение, и Финляндия, и Швеция решили вступить в НАТО. Не менее символичным шагом стало то, что ЕС согласился с тем, что Грузия, Молдова и Украина могут стать членами блока, и даже присвоил последней паре официальный статус кандидата в члены ЕС.

На Западных Балканах дела тоже пошли в гору. Босния и Герцеговина получила такой же статус кандидата в члены ЕС, как Украина и Молдова, Албания и Северная Македония летом начали переговоры о вступлении в ЕС, а Косово подало заявку на членство в ЕС и, наконец, получило одобрение Брюсселя о том, что его граждане могут пользоваться визой. бесплатный проезд в блок к 2024 году.
Расширение НАТО
Глубокая предыстория: какое-то время Швеция и Финляндия были двумя партнерами НАТО, наиболее близкими к альянсу, без политической или народной поддержки для присоединения. Обе страны находились под сильным влиянием своей истории.

К настоящему времени Швеция более 200 лет находилась в военном неприсоединении, а Финляндия все еще жила в тени своего уникального статуса времен холодной войны, что привело к появлению термина «финляндизация», когда Советский Союз предоставил стране независимость в обмен на Хельсинки не выступает против внешней политики своего более крупного и могущественного соседа.

Все изменило нападение России на Украину и заявление президента России Владимира Путина перед началом войны о том, что он не желает дальнейшего расширения НАТО.

Весной в парламентах обеих стран Северной Европы и среди населения уже было твердое большинство за присоединение к военному союзу. В мае их заявление в НАТО было подано в Брюсселе, а в июне их пригласили присоединиться к саммиту НАТО в Мадриде.
Бурение вниз:

Надежды на скорую ратификацию нынешними 30 членами летом и в начале осени быстро рухнули. Венгрия медлила и объявила, что ее парламент рассмотрит этот вопрос в феврале 2023 года.
Все внимание всегда было и будет приковано к Турции. Турция согласилась дать зеленый свет приглашению скандинавской пары, если они оба предпримут ряд мер, которые Анкара считает антитеррористическими мерами. В этом есть некоторый прогресс. Эмбарго Швеции на поставку оружия Турции в 2019 году было снято в сентябре, и были предприняты шаги, чтобы остановить шведское финансирование курдских группировок в Сирии, что было двумя ключевыми требованиями Турции.
Для Турции этого еще недостаточно. Швеция, в стране проживает около 100 000 человек курдского происхождения, также пообещала подавить врага Турции, Рабочую партию Курдистана (РПК), а также экстрадировать людей, которых Турция считает террористами.
В этом тоже был достигнут прогресс, и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг неоднократно заявлял, что Стокгольм (и, соответственно, Хельсинки) сделал достаточно, чтобы присоединиться. Но окончательным судьей будет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он настроен на сложные президентские выборы в июне, и вполне возможно, что вопрос Северного НАТО может стать ключевым вопросом.
Швеция и Финляндия почти наверняка станут членами НАТО в 2023 году, и альянс радикально изменится. Весь Балтийский регион, за исключением России, скоро станет территорией НАТО. 1300-километровая граница Финляндии с Россией станет самой протяженной в военном союзе с тем, что в настоящее время является его самым большим противником.
Разрабатываются обновленные оборонные планы НАТО. В качестве партнеров скандинавская пара уже участвовала в многочисленных совместных учениях с НАТО, но теперь альянсу необходимо придумать, как совместно защищать две крупнейшие страны Европы с многочисленными островами и архипелагами, горными хребтами и густыми лесами.
Две страны также будут поставщиками безопасности. Финляндия уже выполнила план НАТО по расходам на оборону в 2 процента и будет иметь одну из самых больших армий альянса; Швеция — крупный производитель оружия. В будущем, вероятно, и то, и другое поможет укрепить восемь боевых групп НАТО, действующих в восточной части альянса, что станет мерой безопасности против дальнейшего возможного военного наступления России.
Грузия, Молдова и Украина приближаются к ЕС
Глубокая предыстория: Всего за пять дней до июньского саммита в Мадриде Европейский Союз принял в Брюсселе столь же важное решение, чтобы подтвердить, что у Грузии, Молдовы и Украины есть так называемая европейская перспектива, термин ЕС, указывающий, что однажды они могут стать членами. клуба. Для тройки, которая ранее заключила соглашения о либерализации визового режима и соглашения об ассоциации, включая торговые соглашения с Брюсселем, это было несбыточной мечтой.

Но для Украины и Молдовы это не остановилось. ЕС также согласился предоставить им статус стран-кандидатов в ЕС, поставив их на один уровень на пути к вступлению со многими кандидатами в члены ЕС на Западных Балканах. Из-за серьезных опасений Брюсселя по поводу отступления от демократии Грузия была помещена на одну ступеньку ниже в качестве потенциальной страны-кандидата.

По правде говоря, эти звания и статусы весьма символичны и ничего определенного не значат. Страны могут не обязательно получать больше денег из бюджета ЕС, и нет конкретных сроков, когда они могут стать членами.

Однако это избавляет Брюссель от многолетних колебаний относительно дальнейшего расширения блока. Только в прошлом году некоторые западные страны ЕС скептически относились даже к включению слова «расширение» в официальное обращение к Западным Балканам, несмотря на то, что Брюссель на протяжении почти двух десятилетий повторял, что эти страны однажды станут членами. (Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Северная Македония и Сербия являются официальными кандидатами на вступление в ЕС. Новейшему подражателю, Косово, был присвоен статус потенциального кандидата.)

До этого года всякий раз, когда какой-либо официальный текст ЕС должен был обсуждаться с Украиной, Молдовой и Грузией, всегда было совершенно ясно, что любая формулировка, намекающая на будущее членство, безусловно, не обсуждалась.

В очередной раз все изменила война на Украине. Европейская комиссия даже предложила — и привлекла к этому все 27 государств-членов — изменить сам процесс расширения ЕС. Раньше стране-кандидату приходилось ждать годами и проводить серьезные реформы, чтобы стать потенциальным кандидатом, не говоря уже о стране-кандидате. Но в случае с Украиной, Молдовой и Грузией статусы им дали сразу, но с условием, что позже они проведут реформы, в частности, по борьбе с коррупцией и улучшению верховенства права.
Бурение вниз:

Условия, которые ЕС ставит потенциальным кандидатам, иногда намеренно расплывчаты. Как, например, точно измерить «доказанную репутацию в борьбе с коррупцией»? Неопределенность дает много места для маневра, что может помочь успокоить скептиков расширения внутри блока. Некоторые страны хотят, чтобы это заняло как можно больше времени, аргументируя это тем, что ЕС все еще не готов принять в свои ряды новые (и более бедные) страны.
В 2023 году важно обратить внимание на ежегодный отчет Европейской комиссии о расширении в октябре, в котором впервые будет представлено восточное трио. Готова ли комиссия предложить начать переговоры о вступлении в ЕС с Молдовой и Украиной и, возможно, даже с Грузией? Многое будет зависеть от политических событий в следующем году. Первые признаки появятся весной, когда комиссия представит промежуточную оценку.
Осенью Украина официально подала заявку на вступление в НАТО, хотя страна (вместе с Грузией и Боснией) долгое время была кандидатом в члены НАТО. Решение, принятое в Бухаресте в 2008 году, о том, что Киев когда-нибудь сможет присоединиться к военному альянсу, официально остается в силе. Но это произойдет не скоро, так как НАТО непреклонно заявляет, что не является стороной войны в Украине, что-то с Украиной в качестве члена радикально изменится.
Еще одним ключевым моментом, на который следует обратить внимание в 2023 году, станет саммит НАТО в Вильнюсе в середине июля. Ведущий, как и многие другие участники из Центральной и Восточной Европы, очень хочет дать Киеву (и, возможно, даже Тбилиси) что-то осязаемое. Это может быть План действий по членству (ПДЧ), своего рода программа консультаций, помощи и практической поддержки перед вступлением в НАТО, разработанная специально для потенциального члена. Однако, чтобы успокоить нервы наиболее упрямых членов НАТО, это можно было бы смягчить до «ПДЧ во всем, кроме названия».
Тем временем на Западных Балканах…
Глубокая предыстория: В то время как страны Северной Европы устремились в сторону НАТО, а восточная тройка уверенно продвигалась в сторону ЕС, на какое-то время казалось, что о Западных Балканах забыли. Босния не смогла получить статус кандидата в июне, когда Украина и Молдова получили зеленый свет.

Но когда лидеры ЕС снова собрались в Брюсселе в декабре, Сараево, наконец, получил одобрение — и это несмотря на отчет о ходе работы по Боснии, представленный Европейской комиссией осенью, который показал вопиющие недостатки заявки Сараево и сколько еще работы. страна должна была сделать.

Однако в Брюсселе признали, что та же самая «формула», данная Киеву и Кишиневу, может работать и в Боснии. Статус кандидата был предоставлен вместе с восемью очень строгими рекомендациями, которые необходимо выполнить, прежде чем Босния сможет продвинуться дальше. Однако мало кто верит, что это произойдет в ближайшее время в крайне разделенной нации.

В то время как лидеры ЕС в Брюсселе давали Боснии зеленый свет на получение статуса кандидата, Косово 15 декабря в Праге подало свое заявление о членстве в ЕС. впервые в истории страна, которая не признана всеми государствами-членами ЕС, официально просит стать членом клуба.

Наиболее вероятным сценарием является то, что государства-члены ЕС спокойно решат направить файл в Европейскую комиссию для подготовки официального юридического заключения по заявке Косово на членство — процесс, который займет годы. Этот подарок времени допускает возможность того, что политическая реальность в Европе изменится к тому времени, когда дело дойдет до признания Косово.

Во многом это связано с диалогом страны с Сербией при содействии ЕС, который в последние годы застопорился. Но теперь на столе находится предложение, которое, хотя и не предлагает Сербии признания государственности Косово, по крайней мере призывает к взаимному признанию национальных символов, таких как паспорта, и к поддержке заявок друг друга на вступление в ЕС.
Бурение вниз:

В этом году также страны-члены ЕС наконец-то дали зеленый свет Косово, поэтому его граждане могут путешествовать без виз в большинство стран ЕС. Это уже давно раздражает Приштину, поскольку все остальные государства Западных Балкан уже пользуются этим более десяти лет.
Новый визовый режим вступает в силу не сразу. Скорее, он должен вступить в силу одновременно с Европейской системой информации и разрешений на поездки (ETIAS), что означает самое раннее ноябрь 2023 года. Внедрение ETIAS уже несколько раз откладывалось, поэтому начало 2024 года — гораздо более безопасная ставка.
Наконец, Северная Македония (вместе с Албанией) начала переговоры о вступлении в ЕС спустя почти 17 лет после того, как ей был предоставлен статус кандидата в члены ЕС.
Это произошло после компромисса с Болгарией о внесении поправок в Конституцию Македонии для признания болгарского меньшинства, хотя многие точки преткновения между Скопье и Софией все еще остаются. В течение многих лет Болгария блокировала путь Северной Македонии в ЕС, потому что две страны расходятся во мнениях по длинному списку лингвистических и исторических вопросов.
Северная Македония представляет собой поучительную историю о том, насколько трудной (и долгой!) может быть дорога в ЕС, когда страна блокируется Грецией, Францией и Болгарией на разных этапах по разным причинам. Это реальность того, как выглядят асимметричные отношения между членами ЕС и теми, кто надеется присоединиться.
Важно отметить, что государства-члены должны единогласно решить, когда открывать и закрывать главы о вступлении в ЕС, а также добавить к этому промежуточные ориентиры, которые также необходимо утвердить. Это означает, что на протяжении всего процесса существует около 100 потенциальных вето для каждой страны ЕС. На фоне всей эйфории расширения 2022 года об этом стоит помнить в предстоящие годы.
1 Комментарий
  • 이익
    26 декабря 2022, 15:42
    Гугль-транслейт ? 

    В 2023 году Европу ждут инфляция, рецессия и коррупционные скандалы ) 

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн