Владимир Чистюхин — первый зампред ЦБ, про которого в марте ходили слухи, что он сменит Набиуллину на посту главы ЦБ. В итоге не срослось. Вчера зампред проводил лекцию в МГИМО и, кажется, сам того не осознавая, возбудил рынок одним комментарием.
Лекция шла полтора часа, и уже на десятой минуте зампред ЦБ сказал, что Люксембург (Клирстрим) и Бельгия (Евроклир) выдали разрешение на разблокировку активов. До этого было известно только о лицензии Люксембурга.
СМИ подхватили:
В итоге в конце на сессии ответов на вопросы он все таки исправил свой комментарий про Бельгию и сказал: «Будет ли она, и в каком виде — это большой вопрос».
Про Клирстрим сказал следующее: «НРД сейчас занимается вопросом осмысления того, что дает это разрешение, оно не длинное, до 7 января 2023 года». Здесь любопытна формулировка, будто есть выбор что вытаскивать. Как бы в этом осмыслении сроки не упустить, ведь дверь открывается как раз в праздничные дни.
Что еще сказал зампред?
Любопытной показалась фраза, что иностранные средства были зачислены «либо на банковские счета, либо на счета депо типа С». Это к разговору, кто зарабатывает на заблокированных нерезидентах, потому что если бы все нерезидентские дивиденды Газпрома, Роснефти и тд крутились в НРД, доходы биржи должны были быть еще выше.
Задача ЦБ постепенно выводить из льготного состояния банковский сектор. Со следующего года компании финансового сектора вернутся к ограниченному раскрытию информации. У прочих публичных компаний сохраняется разрешение до середины 2023 года не раскрывать информацию.
К зеленой повестке esg и прочему еще вернутся, потому что это неизбежно, это есть в повестке того же Китая. Просто это пока отложено.
Криптовалюты как средства платежа внутри страны не будет. При этом одобрили криптовалюту как средство для трансграничных операций.
На рынке дефицит длинных денег, их как раз давали нерезиденты. Задача Центрального банка создать систему, чтобы длинные проекты жили. И здесь Чистюхина понесло с предложениями и поиском источников финансирования:
Во-первых, основное финансирование должно исходить от банков, для таких кредитов будут делать пониженные ставки риска, что потенциально может увеличить объем выданных займов на 7-10 трлн рублей — это много.
Во-вторых, говорил, что очищали НПФы от схематозов, но это тоже ресурс на 5 трлн рублей. Мол логика такая, что это же длинные деньги и они как раз могут быть полезны для проектов, которые выходят на прибыль через 10 лет.
В-третьих, нужно докапитализировать ВЭБ как институт долгосрочного развития, что он должен жить.
В-четвертых, ИИС третьего типа — это тоже про долгосрочные проекты, так как льготы предполагают открытие счета минимум на 10 лет.
В-пятых, есть деньги у страховщиков, которые загоняли в не самый честный ИСЖ неквалифицированных людей.
В общем получается неплохая такая мобилизация финансовых ресурсов на благо экономики. Пока все это в абстракциях и проектах, но, как я понял, на повестке.
Про внешнюю торговлю сказал, что не трудно принимать платежи в мягких валютах, трудно придумать, что с этой валютой делать.
На решение по ставке влияют инфляционные ожидания. Сегодня они находятся между повышать ставку и держать.
Системного обмена активами с недружественными странами нет — говорит зампред. Получается, все таки есть несистемный обмен?
Самый лучший валютный курс — рыночный, который исходит из спроса и предложения. Перегибы возникают из-за низкой ликвидности.
Сделка по покупке (именно покупке) банка Открытие банком ВТБ будет до конца года. И не факт, что это будет в итоге слияние. Любопытно, потому что осталось-то всего ничего.
Вывод такой: хорошо, что на ютубе есть возможность поставить х2 на скорость воспроизведения, и не пришлось слушать полтора часа. Но и бесполезной лекцию тоже назвать трудно.