Маркет тайминг (Market Timing) — выбор времени для покупки или продажи ценных бумаг на основе прогноза будущего падения или роста рынка.
Инвестиции сильно отличаются от попыток предугадать движение рынка. Психология человека искушает многих инвесторов действовать как спекулянты. Успеха в тайминге рынков не достигают даже профессионалы. А те успехи, о которых мы слышали часто похожи на счастливые случайности.
Учитывая издержки и риски, связанные с выбором времени для покупки или продажи, диверсификация с долгосрочным пассивным подходом является лучшим выбором для инвесторов.
Искушение. Выгода прошлых летПривлекательность маркет тайминга часто объясняется стремлением человека избежать болезненных потерь на падающем рынке. Человеку свойственно предугадывать такие разрушительные движения рынка через определенные сигналы, которые он подает заранее. Например, инвестор заметил, что в прошлом рынок акций имел низкое соотношение цены к прибыли (P/E). А примерно через год цены стали на 25 процентов выше. Инвестор может заключить из этого наблюдения, что, если соотношение цены к прибыли на рынке вернется к низким уровням, то акции снова вырастут в цене. Но такие прогнозы совсем необязательно сбываются!
В истории не известны инвестиционные компании или аналитики, которые могли бы регулярно принимать правильные решения о том, когда инвестировать в рисковые активы, а когда переходить в консервативные активы или бежать в деньги.
Поскольку маркет тайминг на постоянной основе невозможен даже для профессиональных инвесторов, можно было бы ожидать, что большинство непрофессиональных инвесторов вовсе откажутся от этой практики. Однако, многие игнорируют этот урок. Нобелевский лауреат экономист Даниэль Канеман объясняет почему так происходит в своей книге Думай медленно… решай быстро. Канеман утверждает, что на психологическом уровне инвесторы склонны переоценивать свои способности, при этом они недооценивают риск и роль случайности в результатах инвестиций. Другими словами, хороший (или удачливый) прогноз в прошлом, делает нас слишком самонадеянными. Мы считаем, что прошлый успех можно систематически повторять в будущем.
Подобная уверенность в успехе результата не единственная опасность. Переживания, связанные с прошлыми неудачами, несут не меньшую опасность. Исследование Канемана показало, что интенсивность переживаний в следствие потерь гораздо выше, чем при удачах в инвестициях. Это еще одна психологическая особенность, подталкивающая инвестора к таймингу. Инвесторы склонны продавать ценные бумаги после того, как они упали в цене, и долго сомневаться перед тем как снова инвестировать. В результате инвесторы рискуют пропустить периоды с наибольшим ростом. Приведенный ниже график от Morningstar, показывает, как это явление повлияло на результаты инвесторов, которые понесли значительные потери во время финансового кризиса 2008 года, продали активы, а затем не решались вернуться на рынок.
Маркет тайминг. Примеры ошибокПостоянный и безошибочный прогноз движений рынка невозможен. Многие еще не забыли крупнейшее падение цен на нефть в 2014 году и последовавшая за этим просадка в акциях нефтяных компаний. Прогнозы аналитиков тех лет – хорошая иллюстрация насколько могут ошибаться в прогнозах даже профессионалы.
Как показано на графике ниже, цена на нефть марки West Texas Intermediate достигла рекордных 107$ за баррель в июне 2014 года и быстро упала ниже 50$ к началу января 2015 года. Когда в октябре цены упали чуть ниже 80$, аналитики крупнейших финансовых учреждений прогнозировали, что цены останутся в коридоре $70 — $85 за баррель. Прогнозы якобы были основаны на тщательном изучении фундаментальных характеристик рынка нефти. Инвесторы, которые, благодаря таким прогнозам, попробовали «поймать дно» и купили фьючерсы на нефть или акции упавших нефтяных гигантов понесли значительные потери, поскольку цены на нефть продолжили стремительное падение.
Ситуация в марте 2001 года, еще один пример крайне неудачного тайминга. По мере того, как индекс NASDAQ достиг своего рекордного максимума в 5048,62 пунктов, практически все аналитики известных фирм прогнозировали продолжение бычьего рынка. Например, один из аналитиков утверждал, что NASDAQ достигнет 6000 пунктов в течение восемнадцати месяцев. Тем не менее, всего через пять недель NASDAQ упал до 3321,29 пунктов (почти на 35%). После такого глубокого падения инвесторы могли решить, что индекс не будет снижаться дальше. И слова другого аналитика такое мнение поддерживали. Он утверждал, что потенциал снижения — лишь 200-300 пунктов, тогда как вырасти индекс может на 2000 пунктов. Однако и эта попытка «нащупать дно» не удалась. NASDAQ продолжал падать до 1114,11 пунктов в октябре 2002 года. Итоговое снижение составило 77,9%.
Особенного внимания заслуживает еще одна иллюстрация того, как трудно выбирать время для операций на медвежьем рынке: прогнозы по показателям разных секторов экономики от аналитиков Уолл-Стрит. В конце 2012 года Barron’s собрали прогнозы о движении рынка от десяти крупных инвестиционных компаний, что позволило прийти к единому мнению о том, что акции потребительского сектора не покажут хороших результатов в 2013 году. Прогнозы не оправдались, так как эти акции опередили все остальные сектора показав 41%. доходности. Ожидалось, что сектор информационных технологий станет самым прибыльным в 2013 году, однако он занял лишь пятое место из десяти секторов.
Инвесторы, чья стратегия состояла в переносе средств из одного сектора экономики в другой с учетом мнения аналитиков, потеряли деньги.
Как упоминалось выше, показатели стоимости, такие как отношение цены к прибыли (P/E), могут быть неправильно использованы как краткосрочные сигналы для маркет тайминга. Мы же хотим отметить, что такие показатели стоимости могут быть полезны для долгосрочных инвесторов, которые используют их для выбора наиболее подходящих уровней цен (а не времени) для инвестиций. В долгосрочной перспективе покупка ценных бумаг по сравнительно низким ценам может повысить доходность. И наоборот, опасность возникает, когда при выборе времени для операций используются фундаментальные характеристики для прогнозирования краткосрочного движения рынка. Например, можно попытаться выявить существенные отклонения стоимости актива от долгосрочных средних, и предположить, что стоимость вернется к средним значениям в ближайшем будущем. Тем не менее, возвращение к средним значениям может занять годы. Более того, отдельные показатели оценки стоимости никогда не восстанавливаются, особенно если речь идет о каких-то конкретных компаниях. Структурные изменения на рынках могут привести к постоянному и значительному изменению стоимостных показателей по сравнению с прошлыми уровнями даже для индексов. Например, в 1990-х годах дивидендная доходность часто использовалась в качестве ориентира для определения стоимости акций. Поскольку выкуп акций стал более распространенным способом возврата денежных средств акционерам, чем выплата дивидендов, дивидендная доходность снизилась и никогда не возвращалась к своим предыдущим, долгосрочным средним значениям. Те, кто интерпретировал низкую дивидендную доходность как плохое время для инвестиций, сделали абсолютно неправильное заключение.
Издержки и риски, связанные с выбором времени для операцийПомимо сложности прогнозирования движения рынка, существуют значительные риски и издержки, связанные с выбором времени для операций. Один из значительных рисков маркет тайминга — это пропуск лучших по доходности дней. Исследование Morningstar, показанное на графике выше, иллюстрирует этот риск. Рассмотрим среднегодовую доходность 7,2%, которую показал S&P 500 с 1997 по 2017 год. Сравните эту доходность с доходностью в 5,5%, полученную инвестором, который, занимаясь маркет таймингом случайно пропустил всего десять лучших дней (!) в течение этого 20-летнего периода. Хуже того, доходность, полученная инвестором, который пропустил 20 лучших дней, составила бы лишь 1,2%. Это значит, грубо говоря, что практически весь главный период роста индекса приходился лишь на 20 дней. Индексы не растут плавно …
Эти удивительные статистические данные иллюстрируют важный риск – «быть вне рынка» или риск не инвестирования.
Риск пропустить периоды с хорошими результатами относится и к пайщикам инвестиционных фондов. Выбор времени для приобретения и погашения паев, на основе прогнозов доходности фонда, может привести к тому, что фактический результат инвестора будет сильно отличаться от результатов фонда.
Например, рассмотрим ситуацию, когда фонд показывает среднегодовую доходность в 15% за последние три года. Высокая доходность фонда привлекает инвестора, который решает приобрести паи фонда, предполагая, что фонд и далее будет оставаться в лидерах. Но на следующий год фонд теряет 2% в течение следующего года. Инвестор продает имеющиеся паи, расстроенный такими результатами. Затем в последующий год доходность фонда вырастает до 9%. В результате чего, среднегодовая доходность фонда за пять лет составила более 10%. Несмотря на сравнительно высокие пятилетние результаты фонда, гипотетический инвестор теряет деньги. Ошибка в том, что нельзя принимать решения о покупке и продаже, основываясь на результатах последних лет. Просто оставаясь в инвестициях в течение четвертого и пятого года, инвестор получил бы среднегодовую доходность более 3%.
Кроме прочего, маркет тайминг может снизить диверсификацию портфеля и увеличить операционные издержки. Инвесторы, которые вносят существенные изменения в свои портфели на основе сигналов о выборе времени для операций, как правило теряют некоторые преимущества диверсификации. Менее диверсифицированные портфели, в свою очередь, будут иметь более высокую ожидаемую волатильность и, следовательно, более низкую, с поправкой на риск, доходность. Так же, от увеличения торговой активности появятся более высокие транзакционные издержки в виде комиссий и налог на прибыль, что уменьшит доходность.
Заключение
Закончим мы мудрыми словами Бенджамина Грэма, автора книги «Разумный инвестор»:
Нет ни логических, ни практических оснований полагать, что какой-либо обычный или средний инвестор может предвидеть движения рынка более успешно, чем широкая публика, частью которой он сам и является.
Освоение пассивного подхода к инвестициям и сохранение диверсифицированного портфеля в долгосрочной перспективе является рекомендуемым и проверенным временем способом получения положительных результатов. Это гораздо лучше чем маркет тайминг.
Материал основан на переводе статьи The Difficulty And Costs Of Timing The Market (автор - Chris Meyer).
Но при всем этом Грэм сказал две важных момента:
1. Если инвестор чувствует, что рынок сильно переоценен, то нужно уменьшить долю долю акций до вплоть до 25%, переложив остальные 75% в облигации и депозиты.
2. При покупке акций инвестор должен отдавать себе отчет почему он покупает по такой-то цене и не является ли она завышенной.