Согласно воззрениям австрийской экономической школы предприниматель — это человек, создающий или модифицирующий информацию. И бизнес можно свести к работе с информацией!
Даже простая сделка «купи-продай» — это информация, нужно знать, что и где купить, и где и кому потом продать. Все дело в информации! В знаниях.
Австрийцы используют словосочетание «рассеянное знание». Оно значит, что знание о мире распределено между всеми людьми. Каждый человек, кем бы он ни был, владеет эксклюзивными «атомами» («битами») информации. Подчеркну, что каждый!
Что из этого следует?
Раз информационная начинка уникальна (даже, если это всего несколько бит информации), то и способ предпринимательства, восприятия и обработки информации у каждого свой неповторимый. Из этого следует, что ты можешь заметить, предложить и воплотить в жизни такие вещи, которые не сможет сделать никто другой.
Как это использовать?
Знайте, что вы и только вы можете видеть возможности, которые у всех на глазах, но недоступны для восприятия. Например, если я вижу, что можно попробовать на Яндекс-картах показывать загруженность трамваев, троллейбусов и автобусов, то эту идею вижу я и может всего несколько других людей. Для большинства эта мысль даже не приходит в голову! А почему? Да, потому, что те, кто может реализовать эту идею не ездят в набитых трамваях (у нас в Краснодаре для чиновников трамвай был абстрактным объектом, который нужно было наблюдать с космоса, проехать на нем самостоятельно в час пик было ниже их достоинства), а те, кто ездят в общественном транспорте по воле судьбы, не думают об этом, им не до этого.
Вы, вы и только вы можете заметить возможности для предпринимательства. Для новых идей.
Как руководители могут использовать рассеянное знание?
Осознать, что их сотрудники обладают такой информацией, которую они сами в жизни самостоятельно не получат. Никак! В силу отсутствующего опыта. Поэтому руководителям нужно сойти с небес и общаться с самыми «низовыми» сотрудниками. Разговаривать с ними. Например, тот, кто управляет общественным транспортом города, должен говорить с водителями трамваев, механиками, кондукторами. Они столько всего расскажут, как можно улучшить деятельность общественного транспорта.
Эту идею общения с людьми на равных используют выдающиеся компании. Сэм Уолтон — основатель Walmart часть своего рабочего времени проводил в разговорах с сотрудниками своих магазинов, продавцами, грузчиками… В Toyota принята аналогичная практика. Там рядовой сотрудник может повлиять на весь процесс! Предложить идею, которую воплотят. Мыслимо ли это у нас? Чтобы боги-чиновники, руководители, сошли со своих кресел в народ? А ведь именно в народе коренится рассеянное знание, которое по крупицам можно собирать и использовать для улучшения нашей жизни.
Хотите преуспеть в бизнесе и жизни? Используйте рассеянное знание. Собирайте его, общаясь с людьми.
Вон у меня у подъезда три алкаша сидят — обычно решают проблемы общемирового значения. Любой вопрос решат.