Андрей Колесников
Андрей Колесников личный блог
02 декабря 2022, 15:56

Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

 Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

Волна ухода глобальных модных марок привела к всплеску активности российских брендов. Их число в крупных торговых центрах выросло на треть, в Москве открылись десятки магазинов молодых местных марок, а, например, сеть «Глория Джинс» расширилась сразу на 70 точек. Но у экспансии локальных брендов есть предел — ее может сузить не только падение покупательской способности на фоне роста себестоимости и сложностей с поставками материалов, но и ограниченный горизонт планирования ритейлеров.


В 2022 году произошел всплеск открытий магазинов российских модных брендов, говорится в обзоре Fashion Consulting Group (FCG). 

Количество локальных арендаторов в крупных торговых комплексах Москвы увеличилось на 20–30%. 

А на центральных улицах города открылось несколько десятков точек, среди которых марки из других российских регионов и бренды, ранее представленные только онлайн.

Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

Лидеры по открытию магазинов новых брендов московские торгцентры «Афимолл» и «Авиапарк». 

В «Афимолле» начал работать универмаг «Телеграф», где представлены преимущественно московские дизайнеры, а часть площадей испанского Inditex заняли «Слепая курица shoes», бренды женской одежды Emka, 2Mood, Mavelty и Charuel, You. 

В «Авиапарке» открылся магазин сети Lime в новом формате, расширенный Street Beat, точки The Blue Store, Mie, N.O.M.I, Loloclo.


Уход ряда иностранных игроков дает возможность привлечь внимание покупателей к новым брендам, а последним, в свою очередь, позволяет претендовать на удачные локации на таких условиях, которые ранее были недоступны. 

Но пока, за исключением отдельных крупных компаний, в большинстве случаев открытия магазинов российских брендов исчисляются единицами.

Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

Об уходе из России объявили 15 крупных иностранных брендов, из которых около десяти относятся к fashion-сегменту. 

В их числе — H&M, Jacquemus, Victoria’s Secret, Sandro, Mothercare, Nike и другие. Наибольшее число магазинов было у H&M. Компания управляла почти 150 точками в России, на конец ноября было закрыто 80%.


Часть брендов, как Uniqlo, приостановили работу, но об уходе не объявляли, а некоторые открылись под новыми вывесками. 

Так, точки польской LPP Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay начали работать как RE, CR, M, «Син», «Хс», бренд CCC стал Obuv. 

Сеть Mango в России стала франшизой.

Окно возможностей для отечественных марок одежды. Российские бренды выигрывают от ухода глобальных брендов.

Трансформация российского fashion-рынка продолжается.

 Inditex заявил о планах продать местный бизнес, который включает более 500 магазинов, эмиратской Daher. 

А российский дистрибутор одежды и обуви «Джамилько» может выкупить сеть Mothercare.


Многие бренды не спешат покидать РФ: выручка на квадратный метр здесь часто выше, чем в Европе. 

Кроме того, некоторые владельцы торгцентров, где до сих пор стоят закрытые магазины приостановивших работу сетей, «держат их в ожидании возврата арендаторов». Хотя, долго неработающий магазин «негативно влияет на трафик, работу соседних точек и репутацию собственника».


По числу новых открытий, вероятно, наиболее активной на рынке стала «Глория Джинс»: в этом году она запустила 70 магазинов. 

На конец 2021 года у компании было около 640 точек.

Компании удалось вовремя начать диалог с владельцами торгцентров после заявлений иностранных fashion-брендов об уходе. 

«Глория Джинс» планирует занять «отдельные площади» H&M, Zara, Marks & Spencer и Adidas.


Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Sela, Love Republic) решила увеличить формат магазинов и расширить продуктовую матрицу. 

Так, в Zarina впервые появится одежда для мужчин, в Love Republic — спортивная линейка, обувь и нижнее белье, в Sela — вещи для малышей до двух лет, вернется мужская коллекция.


Однако, компаниям приходится учитывать снижение покупательной способности, усложнение конкуренции на фоне параллельного импорта и рост расходов. 

В натуральном выражении спрос на одежду и обувь в 2022 году в России может сократиться на 15%. 

Риски увеличивают неясность перспектив на период трех—пяти лет. 

Любой крупный инвестпроект строится на необходимости среднесрочного и долгосрочного планирования, что крайне затруднительно в текущей ситуации.


Количество покупателей в точках категории fashion retail в январе—ноябре упало год к году на 12%. Их товарооборот вырос на 9% на фоне увеличения на 23% среднего чека. Самое сильное снижение наблюдалось в марте—мае: посещаемость магазинов одежды и обуви отставала от прошлогодней на 30%, тогда как в ноябре — только на 13%. 

В конце ноября товарооборот fashion retail России уже оказался на 3% выше прошлогоднего, а средний чек — на 2%.


Динамика во многом обусловлена снижением уровня конкуренции и сужением выбора для конечного потребителя.

Прирост среднего чека, в частности, не означает роста покупок в натуральном выражении, а во многом вызван ростом цен.


Многие компании делают упор на развитие онлайн-продаж и расширение оптовой сети. 

Переход в интернет стал популярной стратегией ответа на сокращение рынка и рост расходов. 

В первые девять месяцев оборот крупных российский брендов на Lamoda вырос на 60%. В апреле на платформе был также запущен раздел «Шоурум», где собраны молодые локальные бренды, продажи которых за год выросли более чем в четыре раза.


В Wildberries отмечают, что ассортимент российской одежды и обуви на площадке за год вырос вдвое, а число продавцов — почти в три раза. Сейчас российские дизайнеры занимают 51% сегмента против 46% годом ранее.


В «Яндекс.Маркете» представлены более 80 локальных брендов. 

Местные производители занимают наибольшую долю в сегменте обуви вместе с итальянскими, а в одежде они также конкурируют с немецкими игроками, говорят там.


Однако на онлайн-площадках быстрее растет и конкуренция. 

Lamoda «старается больше работать с брендами из Китая и Турции». 

На Wildberries осенью появились турецкие Travel soft, Art Bella, Butigo. 

Туда же переместились сохранившиеся продажи ушедших марок, из складских запасов или за счет параллельного импорта. 

Так, на Lamoda появились вещи Victoria's Secret и Uniqlo. В Wildberries говорят о «наличии контрактов с большинством крупных глобальных брендов».


Сети 12storeez, Lime, Love Republic и «Глория Джинс» «потребителям нравятся», а их выручка с 1 кв. м сопоставима с крупными зарубежными игроками.

Вероятно, в 2023 году на рынке «появятся новые заметные сети российских брендов». В ближайшие полгода локальные сети «продолжат интересоваться освобождающимися площадями». Но, высокая стоимость кредитов, сложности с логистикой, закупкой сырья будут ограничивать процесс.

Технических сложностей нет: оборудование и материалы на рынке есть. 


В Melon Fashion Group рассчитывают за три—пять лет увеличить сеть с 850 до 1,35 тыс. магазинов.

Но, возможности роста ограниченны: дизайнеры среднего и малого уровней в основном не вполне ориентируются в управлении бизнес-процессами. 

Между тем на рынке постепенно появляются новые иностранные игроки. 

Уже в этом году в РФ пришли семь зарубежных брендов, в основном турецкие, как Ipekyol, Machka, Twist, работающие через локальных партнеров. 

Есть планы китайского Li-ning открыть магазины.


Конечно, сразу серьезных сложностей российским игрокам новые бренды не создадут: никто не заходит на рынок с инвестициями по «щелчку пальцев», процесс занимает в среднем три—пять лет, минимальный срок — год. 

Кроме того, многим игрокам «до сих пор непонятно, с какими санкциями они могут столкнуться, начав работать в России». 

Так что окно возможностей для отечественных марок сохранится по крайней мере какое-то время.

(Еще по теме:

Экономика РФ. Почему дела идут лучше, чем предсказывали даже самые оптимистичные прогнозы и продолжают превосходить ожидания https://dzen.ru/a/Y4cxjPaH3wiX3QcW 


Экономический эффект мобилизации в России. Принципы мобилизационной экономики https://dzen.ru/a/Y4cwkm5wdAT0AvVW  


Новые победители и проигравшие в бизнесе. Кто выиграл из хаоса последних трех лет? Цифровые зайцы уступили место черепахам старой экономики. https://dzen.ru/a/Y4T6TXUQuy4xzNBZ  


Как Иран живёт под санкциями 40 лет. Иран — это будущее России с 2022 года?  https://dzen.ru/a/Y4im87wrDm_Vi2MO  


«Вкусно — и точка»: как проходил перезапуск сети и как новый бренд приняли потребители https://dzen.ru/a/Y3sw1ADqrDMQeGbK )


P.S. III Форум инвесторов InvestCommunitу. 8 декабря. Принять участие https://clck.ru/32oLxt  

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

 
2 Комментария
  • Данила
    02 декабря 2022, 16:22
    Меня удивляет что люди в стране в состоянии войны ищут точки роста. Вы про эрзац хлеб слышали? Это точка роста?

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн