Некоторые называют 21 век — веком шеринг-экономики или совместного пользования тех вещей, в которых нет нужды одному человеку 24 часа 365 дней в году. Жилье (ко-ливинг), автомобили (каршеринг), велосипеды (велошеринг), ну и конечно электросамокаты (кикшеринг) — один из самых мобильных и удобных средств передвижений в городской среде.
Кикшеринг — это уже неотъемлемая часть городской мобильности, как трамвай, троллейбус, такси и метро. На уровне городских властей сервис принимается как элемент развития транспортной инфраструктуры. К слову, развитие микромобильности — часть транспортной стратегии РФ до 2030 года.
Бизнес явно интересный, год назад туда зашел даже Яндекс. Но мы то с вами знаем, что не везде, куда он пытается зайти, у него получается стать лидером. Как правило, нишевые игроки, которые сосредоточены на максимизации пользы, побеждают гигантов.
Аналитики прогнозируют 34 млн активных пользователей в 2026 году — это фактически каждый пятый будет рассекать по тротуару на электросамокате. Почему бы и нет?
Теперь про компанию Whoosh — лидера российского кикшеринга. Несмотря на небольшой возраст (основана в 2018 году), это зрелый и прибыльный ИТ-бизнес, сохранивший динамику стартапа. Посмотрим, что у нее внутри, исходя из презентации и финансовых показателей.
Компания в этом году, вероятно, удвоит операционные показатели
C финансами все неплохо, как уже сказано выше, это прибыльный и уже зрелый бизнес несмотря на свою молодость, а не очередной убыточный венчур (2022 год еще не кончился, так что показатели за 9 месяцев).
C долгом проблем нет, растут органически за счет прибыли — мультипликатор ND/EBITDA не превышает 0,9.
Самое интересное — что есть дивидендная политика и планируют платить дивиденды.
Облигации, кстати, торгуются с небольшой премией к ОФЗ, значит инвесторы в долговой рынок оценивают эмитента, как надежного заемщика.
Интересные факты:
👉 Через IPO компания намерена привлечь капитал в дальнейший рост бизнеса, публичный статус даст преимущества перед непубличными конкурентами.
👉 Whoosh — уже лидер российского рынка кикшеринга, 46% выручки в секторе приходится на данный сервис. Скорее всего, это будет та история, где “победитель забирает всё”, как по аналогии с сервисом такси, например.
👉 На 30 сентября компания владеет 82 тысячами самокатов, количество зарегистрированных пользователей более 11 млн человек. Есть потенциал роста, тем более с учетом расширения в страны СНГ типа Беларуси и Казахстана (там Whoosh уже представлен).
👉 У Whoosh есть плата за старт — 50 рублей. Но ее можно избежать, если купить подписку (есть недельные, месячные). Месячная подписка стоит 249 рублей. Если предположить, что часть клиентов будет покупать подписку, это даст неплохой прирост выручки (считай прибыли) вместе с лояльностью именно к этому бренду электросамокатов.
👉 В России на текущий момент примерно 50 кикшеринговых компаний. 80% рынка принадлежали двум крупнейшим игрокам — Whoosh и Urent.
👉 Высокая маржинальность. Маржа по EBITDA кикшеринга Whoosh — 58% за 9м 2022.Ключевой вопрос — в операционной эффективности, компания на 100% контролирует свои процессы, франшизу не использует. За счет развития собственной технологической платформы, обеспечивается высокая эффективность бизнеса. Этим, видимо, и объясняется устойчиво высокая рентабельность по EBITDA (50%+).
👉 Российская компания идет на российскую биржу, нет никаких расписок.
Стоит отметить, что IPO, как правило, проводятся на пике роста фондового рынка, где основатели за космические деньги продают доли в своей компании. Сейчас, как вы понимаете, никакого пика нет — время непростое. Да и Whoosh с помощью IPO деньги в компанию привлекает для захвата рынка и роста выручки/прибыли (которая не зависит от цен на нефть и понятно, за счет чего будет расти).
Успешных историй IPO в России можно пересчитать по пальцам. Например, компания Positive Technologies #POSI из кибербеза (все заработали, кто участвовал в IPO). По какой схеме пойдет Whoosh — вопрос открытый, но важный для развития и жизни нашего фондового рынка. Не все же в затхлый нефтегаз инвестировать. Этот год показал, что компании новой экономики себя показывают устойчивее, как с точки зрения прибыли и капитализации, так и с точки зрения отношения к миноритарным инвесторам.
А что Вы думаете про IPO Whoosh? Какие вопросы у Вас возникают?
один вопрос — когда?
ябкупил.
но вцелом вы правы. судя по ликвидности облиг, у Вуш не будет проблем с размещением.
Инвестируйте в то, что покупают богатые евреи и российские чиновники. Не ошибетесь.
ну или чинуши вдруг решать выполнить свою работы хотя бы на 1% по уборке городов
Очень большие проблемы с культурой вождения (Москва). Культурный феномен «Придурки на самокатах» родился не на пустом месте.
Скорее всего модное недолгое увлечение.
Не будет этого в Москве. Физически негде. Сказочники впарят акции на пике.
И ойфонов от Мартына 😁
Не обижайтесь. Очень рисковано вкладывать более тысячи рублей