Чем больше изучаю тему экономики, тем больше поражаюсь тому, как в ней все запущено.
Читаю первый том книги Мюррея Ротбарда «Экономическая мысль. От Античности до Адама Смита». Как же там увлекательно описана людская глупость!
История мысли традиционно начинается с греков и Аристотеля. На формулировку одной(!) мысли им требуется век!!! Например, идея, что количество ресурсов ограничено, а желаний много (Гесиод). Еще много лет и мысль появляется, что полезность блага падает до нуля и становится отрицательной, если его предложение сверхизбыточно (Демокрит).
Греки в лице Аристотеля оказывается, презирали заработок денег. Диоген пропагандировал отказ от благ и залез жить в бочку, как собака. Пифагор, Аристотель, Платон пустили развитие экономической науки по ложному пути. Мюррей Ротбард пишет, что от историков, анализирующих их труды, ускользает тот факт, что эти люди древности могли попросту бредить.
Эта проблема усугубляется печальной тенденцией, имеющей место среди историков мысли, рассматривать великих мыслителей прошлого как обязательно цельных и последовательных. Это, конечно, серьезная историографическая ошибка; каким бы великим ни был мыслитель, он может впасть в заблуждение и непоследовательность, и даже иногда бредить. Похоже, что многие историки научной мысли просто не в состоянии признать этот простой факт.
И это еще не все! Переводчики работ греческих философов допускали смысловые ошибки, чем затормаживали дальнейшее развитие мысли на сотни веков. Но греки хотя бы думали на эти темы. Индия с Китаем не дали за это время ни одной экономической идеи.
Дальше больше, после греков на экономические темы народ не думал вообще!!! Древний Рим… мимо, Средние века, инквизиция, ведьмы… какие там обсуждения природы ссудного процента. Оказывается, что христиане относились к торговле как к греху! Ибо, почему купец деньги зарабатывает такие большие? Ибо греховен! Они там в средние века развлекались «мама не горюй». Выхватывали из Библии цитату, что торговля и деньги под процент — это зло и понеслось на сотню веков… Ведь сам апостол Павел сказал, что «любовь к деньгам есть корень всех зол». И как в таком мировоззрении жить?
Ростовщичество тоже было греховно. Философы тех времен не могли объяснить природу процента, почему он начисляется? Это ж несправедливо! Деньги из ничего. В следующий раз, когда у вас кто-то попросит деньги в долг, он может обчитаться историями экономической мысли и ссылаться на Аристотеля, церковь, Христа и Апостолов, что вам можно процент не платить и даже долг не возвращать. Ибо во грехе ты сын мой, что не даешь мне денег просто так.
И так сотни лет люди чудились с экономической теорией. Это я вам рассказал краткое содержание первых 50 из 500 страниц книги Мюррея Ротбарда «Экономическая мысль. От Античности до Адама Смита».
История экономической мысли — это история слабоумия. Не удивительно, что даже в XXI веке люди не понимают природу денег, процента, экономических циклов.
«Нельзя служить одновременно Богу и Маммоне,» — это еще у евреев в Торе замечено.
Теперь люди плюнули на Вечное и решили жить сегодняшним, обманывая друг друга ничтоже сумняшеся. "...Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи." (От Иоанна святое благовествование 8:44 СИНОД)
При чем здесь справедливость?
Мертвое, что есть деньги не может рождать, то есть приростать, что есть судный процент. Иначе это бесовщина, магия, следовательно грех.
Хотя сейчас на деньги смотрят как на энергию, которая может оживлять мертвые процессы. А если это энергия, то как она может приростать энергией за счет судного процента? Закон сохранения энергии ни кто не отменял. Если в одном месте прибыло значит в другом убыло. Выходит и при таком подходе деньги-энергия не рождают деньги-энергию за счет судного процента, а перераспределяют ее.
В настоящее время деньги с идеологией ссудного процента и даже без него — это средство по отбору энергии (в том числе жизненной) в пользу реципиента.
А механизмы такого отъема становятся понятны при установлении обменных курсов валют.
Так поступают только паразиты
На повестке все чаще звучит в СМИ про Судный день. Возможно он как то связан с ссудным процентом
Судный день (День суда) — в эсхатологии авраамических религий — последний день существования мира, когда над людьми с целью выявления праведников и грешников Богом будет совершён последний страшный суд.
Труд тоже можно в долг давать. Месяц отработай и тока тогда свою первую зарплату увидь.
Напротив, Ада-ма Смита все сулила
И экономика его,
Где личный интерес, стоит превыше он всего
Подменит суть и все идеи
Где благо — высшая затея
Как благо-дать и получить
Ответ в право-славной полит-экономии возможно взять добыть
Про Вавилон, наконец?
А в средние века экономика зависела от войн напрямую. Военные походы были формой экономической экспансии
Не считайте людей древности глупее современных.
Если вам это преподносят, как сборник анекдотов, то скорее всего вас держат за рыбу(«Hoe much is the fish»).
До Маркса к вопросу Экономии, был сугубо идеалистический подход, все выводы строились на «Робинзонадах», «невидимых руках» и тому подобной мути.
Лишь с позиции Диалектического материализма стало возможно проникнуть в суть явления Политической Экономии.
В изучении Товарного способа производства, равных Марксу пока нет.
Готовят просвещенья дух
И Опыт, [сын] ошибок трудных,
И Гений, [парадоксов] друг,
[И Случай, бог изобретатель]
октябрь — ноябрь 1829
Хорошие строки о развитии человечества.