Когда стоит, и стоит ли, рассказывать детям про фондовый рынок?
Добрый день! Хотелось бы обменяться информацией по поводу погружения детей в тему фондового рынка.
Лично мой опыт такой.
У меня 2 сына, впервые про акции я рассказал им очень рано, младшему было 7 лет, старшему 9 лет.
Я подарил им на новый год по 10 акций Сбербанка и рассказал, что это небольшой кусочек большого банка, куда мы иногда заходим.
Для инфо — нормальные детские подарки тоже подарил! Просто еще в добавок распечатал красивые бумажки, на которых было написано «10 акций Сбербанка» и еще что-то там.
Потом мы докупали им Veon, Ленту.
В целом старший уже в таком возрасте проявил определенный интерес, спрашивал как дела у наших компаний.
А когда мы заходили в офис Билайна (принадлежит Veon), то оба с гордым видом ходили и просили, чтобы я показал, какой из телефонов принадлежит им.
Плюс старший регулярно спрашивает — когда будут очередные дивиденды.
Младший интересуется меньше. Или еще мал, или другие интересы.
Но в целом считаю, что опыт для ребят полезный. Наверняка их ровесники даже не знают, что можно владеть частью крупных компаний, получать часть прибыли. Кроме того, я рассказал детям несколько экономических понятий — они знают, что такое выручка, прибыль, знают, что компания может обанкротиться, знают, что можно накапливать себе активы и потом получать доход или дополнение к пенсии.
Что думаете, поделитесь своим опытом. Может посоветуете хорошую книжку для детей лет 10 про экономику, биржу и т.д.?
Лет 10 рано. Основная задача, на мой взгляд, в более-менее осознанном возрасте позволить детям проиграть на фондовом рынке ограниченную контролируемую сумму, чтобы они как можно раньше поняли, что такое рынок, а не слили в далёком будущем существенный капитал.
Инвестор — это выживший спекулянт. Вот надо как-то сделать так, чтобы путь спекулянта был пройден с наименьшими и контролируемыми потерями.
Книжки однозначно нет, они романтизируют трейдинг на финансовых рынках, как и фильмы и сериалы.
ИМХО, российским детям полезно дарить то, что может вырасти в цене… а в цене может вырасти то, чем владеет или что берет за свои услуги правящий класс России (чиновники). Это:
1. наличная валюта
2. лом драгмета
3. бетон
4. земля
5. антиквариат
6. дорогие автомобили
7. цацки
Акции правящий класс России не накапливает и взятки в них не берет. Чиновники же не дураки))
начни с денег...
сначала давай по 100 руб в неделю и понаблюдай что будут делать...
в магазине будут клянчит конфетки и киндеры — говори что у них самих деньги есть пусть покупают… если не хватает пусть скидываются вместе...
потом плати за успешную учебу… по итогам четверти… 4 — 200 руб 5 -500 основные предметы 300 и 700 руб… это даст урок что между хорошо и отлично большая разница и отличный труд вознаграждается больше...
и одна работа оплачивается больше т.к она более важная чем другая...
и тоже просто смотри что они с деньгами будут делать...
у мя купили так сами себе смартфоны на эти деньги счас копят на ноутбук
ves2010, ну конечно карманные деньги им выдаем и они сами решают, как их тратить, в основном на мелкие игрушки или сладости. Плюс сейчас многие дарят деньги на день рождения. Сыновья их собирают в кучку и могут уже что-то серьезное купить. Например bmx-велик купили и X-Box полностью сами за счет подаренных денег. Так что в целом опыт общения с деньгами есть.
Хочется расширить их кругозор в базовых экономических понятиях, чтобы они начинали понимать, как работают предприятия, как основана экономика. Понятно, что грузить их глубокими познаниями еще не собираюсь, рано.
Ребята, все инвестиции и «дивиденды» — бесполезная трата времени, пока человек не преодолеет в себе спекулянта. В противном случае «дивидендного инвестора» размотает на очередной теме Газпром:
— Помнишь я обещал, что не буду платить дивиденды? Я соврал!
Когда всё нутро начинающего «инвестора» подскажет: «это верняк!». У меня на обозрении такой человек, — два года терпеливо объяснял, что рынок как совы в Твин Пикс — не то, чем кажется, что это не игрушки. Ну и что вы думаете? Всё равно проходит свой путь лудомана через убытки. Другого пути нет. Нельзя взять и просто так стать инвестором, не преодолев в себе спекулянта. Такой «инвестор» рано или поздно сольёт всё, увидев «тему».
3Qu, ну как же знать особо нечего? Это для взрослого человека, который зареган на СмартЛабе так кажется ))).
А ребенок как должен узнать, что предприятия принадлежат каким-то людям, что деньги, оплаченные в Пятерочке за хлеб, идут кому-то на зарплату, кому-то в карман и так далее.
Я пытаюсь, чтобы дети получили знания, которые позволят им думать немного как капиталистам (в хорошем смысле этого слова).
Николай Субботович, вы полагаете, что они это не знают или так и не узнают до совершенолетия?
В школе на истории или обществоведении (или как это теперь называется) узнают, и весьма подробно.
3Qu, 22:14 разморочьте мою голову. Если не акционеры, то кто владелец частей и всей компании?
И почему акционеры, не будучи владельцами, получают дивиденды, а не известные только тебе «настоящие владельцы» компании?
Rostislav Kudryashov, Абрамович, Сечин, Вексельберг, Роттенберг, Маск и пр. — это владельцы компаний. А вы кто? Как вы сами-то считаете?
Могу сказать больше — вы даже не акционер.) От вашего владения акциями компании ни холодно, ни жарко.
3Qu, 23:36 почему же «настоящие владельцы» терпят «утечку» своих дивидендов каким-то «никто».
Боюсь, ты не понял вопроса. Я не претендую на владение ВСЕЙ компании. Только части. Меня удивило утверждение 3Qu Сегодня в 22:14
Владея акциями, вы не являетесь владельцем части компании. Не морочьте детям голову.)
Это чтобы ты вспомнил, по какому поводу вопрос.
Кто, на каком основании владеет той частью компании, на каковую часть выписаны мои акции?
NB Удивило так, что даже сделал скриншот.
Rostislav Kudryashov, не являетесь.
Вы являетесь владельцем аля долговой расписки.
Кто-то, когда-то, купил акции компании при первоначальном их размещении, и эти деньги пошли в компанию.
Дальше эти акции крутятся на рынке и компании деньги за это уже не получают, они их уже получили.
Обязательства компании по этой долговой расписке — купить у вас акцию по номиналу. Все. Ну, да, еще платить че-то неопределенное с прибыли, или не платить -эт как решат.
3Qu, 23:55 не юли. Кто владелец части компании по моим акциям?
Абрамович владеет такими же обыкновенными акциями (ао), что у меня (пусть в большем количестве), или его акции какие-то другие?
Так что мои не дают владения, а его особенные — дают.
Ведь не может же Абрамович быть настоящим владельцем, не имея никаких акций!?
PS скажи, сколько ты выпил на ночь глядя, и я отстану.
Rostislav Kudryashov, ох, не дорожу.
Владелец(ы) записаны в реестре собственников в органах госрегистрации.
Вы купили акции. Вы записаны в реестре? Нет. Стало быть, вы никто.)
3Qu, 00:38 лепишь, не знаешь практики. Записи акций у брокера на моё имя, столь же святы, как в реестре. Дивиденды идут по этим записям. Случись брокеру обанкротиться, акции останутся за мной.
И переписать эти акции с брокера в реестр — нет препятствий.
Потому что они — мои акции.
И вообще, ты ушёл от темы. Начал с того, что мои акции — не дают владения. А переметнулся на то, что акций у меня нет. Шельмовство!
Rostislav Kudryashov, акции в реестре не у брокера, а у компании эмитента.))
Все на что вы можете рассчитывать, это продать акции эмитенту по их номиналу. Какой там номинал у ГП и Сбера? 10 рублей, кажется.))
На этом обя́зательства компании перед вами кончаются. Владелец.))
3Qu, 00:59 ха-ха. Подумай, что ты сказал! Акции эмитента, проданные им на первичном размещении, по реестру, якобы, остаются во владении эмитента, а не покупателя этих акций.
Насчёт реестра — там владельцем записан брокер, которому я доверил заключать сделки на бирже для меня. Ты даже этого не знаешь!?
И это уже 3-я версия. 1) Мои акции не дают владения 2) у меня нет акций, которые я купил 3) вообще ни у кого во владении нет акций компании, кроме как у самой компании. Нет даже у Абрамовича?
matroskin, я то знаю тему, я сам работаю в финансах и инвестирую давно. Но как объяснить детям простыми словами — нигде не учат. Поэтому начал с «небольшого кусочка».
Чтобы кому-то рассказывать про биржу и акции, надо начать с рассказа о деньгах. Мюррей Ротбард «Государство и деньги».
И куда заводит биржу неполное обеспечение банковских активов. «Великая депрессия в Америке». Для ребёнка эта книга сложновата, придётся пересказать суть.
Фондовый рынок это слишком что-то далёкое и эфемерное для детей. Надо что-то именно практичное, чтобы было понятно, зачем для чего и почему. Главное объяснить ребенку, что игра в долгосрок самое важное в жизни и надо уметь планировать. Я вот эту фишку понял когда начал играть в покер в 16 лет, тогда уже и пришло понимание длинной дистанции, эквити, процентов. Смотрел на своих одноклассников и понимал, что они вообще жёстко тупят и интересы разные у нас.
Я вот помню когда был мелкий, лет где-то 10 дедушка тоже мне начал пояснять на финансовую грамотность, он держал депозиты в нескольких европейских банках и мне говорил: мол смотри, у тебя есть 50 долларов, давай я положу эти деньги в банк под N% и таким образом ты будешь зарабатывать в долгосроке и не будет соблазна потратить. В конечном итоге я его не послушал и хранил все свои деньги под коробкой с пазлами Микки Мауса, причем сумма реально была неплохая для ребенка.
Но когда мы переехали в другое место обитания, то магическим образом все мои деньги исчезли, да и толку уже от них не был от валюты этой страны))) наглядный пример «девалютизации» и что деньги надо ещё не только копить, а ещё и тратить тратить тратить!!!
По мне, так гораздо важнее их воспитывать в духе — спортивном, чтобы умели постоять за себя, чтобы умели работать и руки не из задницы росли.
Ну а подрастут когда — направить в нужное русло (ну, напр, куда по АйТи направлению… или в мед на того-же стоматолога — тоже хлебное место. И т.п.)
Но главное — чтоб человек хороший вырос…
Zhenya_Bazarov, Есть у моих пацанов, конечно, и спорт, и курсы английского, и совместные поездки, и мастер-классы, и походы с палатками, и все, что называется «детство». Просто про это тут не пишу, тема форума не та. Тут только про финансы затронул вопрос.
у меня дочке 3.5 года, начал давать монетки 1, 2, 5, 10 рублей в зависимости о того что делает. Выучили цифры до 10 и потом по английски таким образом достаточно быстро. Сейчас буквы учим. За занятия в бассеине также получает монетки, но только за хорошо проведенное, когда тренера слушает и все выполняет.
Но тут главное не переборщить, там где виджно что ребенку не интересно или не хочет в силу разных причин, не поможет.
В дальнейшем планирую ввести фикс плату, 100р в неделю с последующим увеличением каждый год на 50-100 рублей. Т.е. в 5 лет будет 100р в нелею, в 6 лет уже 200р в неделю, в 10 лет уже 1000 в неделю. отдельные поощрения за результат в чем-то, но не за каждую оценку.
Что касается биржи, то общие вещи рассказать можно, но лучше сначала научить распоряжаться деньгами, опять же не забывать что должно быть детство.
Из положительного: «Ресурсам питания» удалось оспорить решение ФНС kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/ede87cef-ae0e-401b-97c2-fc39f9ca66f2/77f6c54f-ee01-4046-a0c2-d2ca1d9906e0/A45-11180-2023_20241113_Reshe...
Яндекс: чего ждать в ближайшие полгода? +отчет 3кв МСФО 29 октября вышел отчет Яндекса за 3 квартал. Компания также провела конференцию с аналитиками, которую мы внимательно изучили.Акции почти не отр...
Позитивный обзор. ВТБ 👀 ВТБ за 9 месяцев 2024 продемонстрировал устойчивые результаты, завершив период с чистой прибылью в 375 млрд рублей. Основной источник доходов — кредитный портфель, объем которо...
𝓛𝓾𝓬𝓲𝓪, я вспомнил ваш пост «откройте брокерский счёт по моей реферальной ссылке» или что-то в таком ключе. Реферальные ссылки недопустимы, пост имеет рекламный характер.
Может ли уборщица купить квартиру в России?
Уборка-то, оказывается, опасное дело — за полгода работы можно чуть ли не инвалидом стать. Гипертония, артрит, экзема, цистит, отит… Я-то, грешным дел...
Инвестор — это выживший спекулянт. Вот надо как-то сделать так, чтобы путь спекулянта был пройден с наименьшими и контролируемыми потерями.
Книжки однозначно нет, они романтизируют трейдинг на финансовых рынках, как и фильмы и сериалы.
1. наличная валюта
2. лом драгмета
3. бетон
4. земля
5. антиквариат
6. дорогие автомобили
7. цацки
Акции правящий класс России не накапливает и взятки в них не берет. Чиновники же не дураки))
начни с денег...
сначала давай по 100 руб в неделю и понаблюдай что будут делать...
в магазине будут клянчит конфетки и киндеры — говори что у них самих деньги есть пусть покупают… если не хватает пусть скидываются вместе...
потом плати за успешную учебу… по итогам четверти… 4 — 200 руб 5 -500 основные предметы 300 и 700 руб… это даст урок что между хорошо и отлично большая разница и отличный труд вознаграждается больше...
и одна работа оплачивается больше т.к она более важная чем другая...
и тоже просто смотри что они с деньгами будут делать...
у мя купили так сами себе смартфоны на эти деньги счас копят на ноутбук
Хочется расширить их кругозор в базовых экономических понятиях, чтобы они начинали понимать, как работают предприятия, как основана экономика. Понятно, что грузить их глубокими познаниями еще не собираюсь, рано.
растолкуй на примере коз или посадки дерева или посадки картошки...
и поясни отличие работы от бизнеса… т.е работа это фикс и безриск… а бизнес это риск и сложный %...
а уж потом к акциям переходи… они должны понять что бизнес=акции=сложный %
а затем какую нибудь книгу типа мой сосед миллонер…
мысль в том… что я не видел ни одного инвестора разбогатевшего на акциях… спекули да...
Ребята, все инвестиции и «дивиденды» — бесполезная трата времени, пока человек не преодолеет в себе спекулянта. В противном случае «дивидендного инвестора» размотает на очередной теме Газпром:
— Помнишь я обещал, что не буду платить дивиденды? Я соврал!
Когда всё нутро начинающего «инвестора» подскажет: «это верняк!». У меня на обозрении такой человек, — два года терпеливо объяснял, что рынок как совы в Твин Пикс — не то, чем кажется, что это не игрушки. Ну и что вы думаете? Всё равно проходит свой путь лудомана через убытки. Другого пути нет. Нельзя взять и просто так стать инвестором, не преодолев в себе спекулянта. Такой «инвестор» рано или поздно сольёт всё, увидев «тему».
А ребенок как должен узнать, что предприятия принадлежат каким-то людям, что деньги, оплаченные в Пятерочке за хлеб, идут кому-то на зарплату, кому-то в карман и так далее.
Я пытаюсь, чтобы дети получили знания, которые позволят им думать немного как капиталистам (в хорошем смысле этого слова).
В школе на истории или обществоведении (или как это теперь называется) узнают, и весьма подробно.
И почему акционеры, не будучи владельцами, получают дивиденды, а не известные только тебе «настоящие владельцы» компании?
Могу сказать больше — вы даже не акционер.) От вашего владения акциями компании ни холодно, ни жарко.
Боюсь, ты не понял вопроса. Я не претендую на владение ВСЕЙ компании. Только части. Меня удивило утверждение 3Qu Сегодня в 22:14
Это чтобы ты вспомнил, по какому поводу вопрос.
Кто, на каком основании владеет той частью компании, на каковую часть выписаны мои акции?
NB Удивило так, что даже сделал скриншот.
Вы являетесь владельцем аля долговой расписки.
Кто-то, когда-то, купил акции компании при первоначальном их размещении, и эти деньги пошли в компанию.
Дальше эти акции крутятся на рынке и компании деньги за это уже не получают, они их уже получили.
Обязательства компании по этой долговой расписке — купить у вас акцию по номиналу. Все. Ну, да, еще платить че-то неопределенное с прибыли, или не платить -эт как решат.
Абрамович владеет такими же обыкновенными акциями (ао), что у меня (пусть в большем количестве), или его акции какие-то другие?
Так что мои не дают владения, а его особенные — дают.
Ведь не может же Абрамович быть настоящим владельцем, не имея никаких акций!?
PS скажи, сколько ты выпил на ночь глядя, и я отстану.
Твой ответ постыдный. Не дорожишь репутацией.
Владелец(ы) записаны в реестре собственников в органах госрегистрации.
Вы купили акции. Вы записаны в реестре? Нет. Стало быть, вы никто.)
И переписать эти акции с брокера в реестр — нет препятствий.
Потому что они — мои акции.
И вообще, ты ушёл от темы. Начал с того, что мои акции — не дают владения. А переметнулся на то, что акций у меня нет. Шельмовство!
Все на что вы можете рассчитывать, это продать акции эмитенту по их номиналу. Какой там номинал у ГП и Сбера? 10 рублей, кажется.))
На этом обя́зательства компании перед вами кончаются. Владелец.))
Насчёт реестра — там владельцем записан брокер, которому я доверил заключать сделки на бирже для меня. Ты даже этого не знаешь!?
И это уже 3-я версия. 1) Мои акции не дают владения 2) у меня нет акций, которые я купил 3) вообще ни у кого во владении нет акций компании, кроме как у самой компании. Нет даже у Абрамовича?
Все акции числятся в реестре у эмитента — вот это я говорил.
Хау, я всё сказал.
И куда заводит биржу неполное обеспечение банковских активов. «Великая депрессия в Америке». Для ребёнка эта книга сложновата, придётся пересказать суть.
Я вот помню когда был мелкий, лет где-то 10 дедушка тоже мне начал пояснять на финансовую грамотность, он держал депозиты в нескольких европейских банках и мне говорил: мол смотри, у тебя есть 50 долларов, давай я положу эти деньги в банк под N% и таким образом ты будешь зарабатывать в долгосроке и не будет соблазна потратить. В конечном итоге я его не послушал и хранил все свои деньги под коробкой с пазлами Микки Мауса, причем сумма реально была неплохая для ребенка.
Но когда мы переехали в другое место обитания, то магическим образом все мои деньги исчезли, да и толку уже от них не был от валюты этой страны))) наглядный пример «девалютизации» и что деньги надо ещё не только копить, а ещё и тратить тратить тратить!!!
Придёт время они сами прочитают.
Если конечно вы не стали с рынка очень богатым человеком............
По мне, так гораздо важнее их воспитывать в духе — спортивном, чтобы умели постоять за себя, чтобы умели работать и руки не из задницы росли.
Ну а подрастут когда — направить в нужное русло (ну, напр, куда по АйТи направлению… или в мед на того-же стоматолога — тоже хлебное место. И т.п.)
Но главное — чтоб человек хороший вырос…
Трейдер (Порутчик),
а перед этим — на курсы инглиша, штоб на выходе был хотя бы Intermediate, ибо 3/4 приличной литературы на русском нет ващще.
и вряд ли будет.
Но тут главное не переборщить, там где виджно что ребенку не интересно или не хочет в силу разных причин, не поможет.
В дальнейшем планирую ввести фикс плату, 100р в неделю с последующим увеличением каждый год на 50-100 рублей. Т.е. в 5 лет будет 100р в нелею, в 6 лет уже 200р в неделю, в 10 лет уже 1000 в неделю. отдельные поощрения за результат в чем-то, но не за каждую оценку.
Что касается биржи, то общие вещи рассказать можно, но лучше сначала научить распоряжаться деньгами, опять же не забывать что должно быть детство.