Танкерные компании по перевозки нефти и самые могущественные правительства мира все больше зацикливаются на одном вопросе на нефтяном рынке: сможет ли цепочка поставок нефтяной промышленности справиться с самыми жесткими санкциями в отношении российского экспорта в истории?
Огромный теневой флот танкеров с неизвестными владельцами накапливается для обслуживания интересов России. Интенсивные дипломатические споры под руководством США по смягчению агрессивных санкций Европейского союза продолжаются уже несколько месяцев, но время остается немного.
Будет ли этого достаточно? Примерно за шесть недель до вступления в силу мер блока существует мало ясности в отношении того, действительно ли этих шагов будет достаточно, чтобы помочь третьему по величине производителю нефти в мире — России доставить большую часть своей продукции покупателям, чтобы отразить шок предложения.
США уже несколько месяцев бьют тревогу по поводу того, что европейские санкции в отношении России могут спровоцировать такой шок.
Что выглядит несомненным, так это то, что большая часть российских потоков экспорта нефти будет обрабатываться сложной — и часто скрытной — сетью судов, владельцев, портов и безопасных проходов, в которой доминируют организации, все еще желающие иметь дело с Россией.
В преддверии 5 декабря, когда ЕС должен ввести запрет на импорт российской нефти и прекратить предоставление судоходства, финансирования и страхового покрытия для смежных отраслей, самый важный вопрос заключается в том, будет ли достаточно судов.
С корабля на корабль
Помимо этого, почти наверняка произойдет резкий рост перевозок с судна на судно — грузы будут перегружаться с одного танкера на другой в море. Это связано как с санкционным риском, связанным с обработкой экспорта непосредственно из российских портов, так и с необходимостью перегружать несколько небольших грузов на более крупные танкеры для дальних рейсов.
В то время как суда часто отправлялись прямиком к европейским покупателям, Азия, особенно Китай и Индия, похоже, наверняка станут главными пунктами назначения после 5 декабря.
Как только санкции вступят в силу, европейские моря почти наверняка будут закрыты для этих так называемых передач STS, и России или ее покупателям будет не очень полезно осуществлять их внутри Балтийского моря. Это потому, что в идеале нефть, направляемая в Азию, будет перекачиваться на гигантские супертанкеры, которые слишком велики, чтобы выйти из Балтийского моря с грузом на борту.
Первоначальное судно развернулось бы после выгрузки своего груза на этот супертанкер и вернулось бы за большим количеством российской нефти, создавая эффект шаттла. Эти места размещения STS могут принимать форму безопасных гаваней или относительно спокойных морских вод, которые не подпадают под юрисдикцию, в отношении которой действуют санкции или ограничения в отношении Кремля.
В то время как некоторые судовые брокеры предлагали такие возможные места, как Гибралтар и Сеута, у других были сомнения, ссылаясь на их связи с Великобританией и Испанией, которые ограничивают торговлю с Россией. Другим вариантом передачи STS может быть выход в открытое море, даже в середине Атлантического океана, где воды выходят за пределы морских юрисдикций, контролируемых европейскими странами. Грузоотправители остановили свой выбор на районе в середине Северной Атлантики, недалеко от группы островов, известных как Азорские острова, автономный регион Португалии.
Хотя операции STS, как правило, являются дорогостоящими и сопряжены с элементом риска, эта практика будет иметь первостепенное значение для обеспечения непрерывного потока российской нефти — как с точки зрения логистики, так и для того, чтобы помочь некоторым покупателям сохранить свою деятельность в тайне.
Бешенный спрос на танкеры
В последние месяцы на рынке подержанных танкеров наблюдается ажиотажная покупательская активность, особенно сосредоточенная на типе и классе судов, которые будут активно использоваться для транспортировки Urals и ВСТО с их экспортных терминалов. Одним из таких типов танкеров является Aframaxes, самый маленький основной международный танкер, который может перевозить от 650 000 до 750 000 баррелей нефти через более мелкие воды и из более мелких портов. В центре внимания оказались «Афрамаксы» с ледокольными возможностями, поскольку они будут необходимы для экспорта Urals из стран Балтии этой зимой. Афрамаксы ледового класса стоят в два раза дороже, чем год назад, поскольку покупатели предпочитают держать свою личность в секрете.
Судовые брокеры также отметили рост торговой активности для афрамаксов не ледового класса в возрасте 15 лет и старше. Ожидается, что некоторые из этих танкеров появятся в Восточной Сибири, где они помогут транспортировать российскую нефть по ВСТО покупателям, включая китайские и индийские нефтеперерабатывающие заводы.
Страхование
Большинство танкеров застрахованы от рисков, включая разливы нефти, 13 организациями — членами Международной группы P&I клубов, многие из которых находятся в Европе. Санкции ЕС означают, что фирмам блока придется прекратить предоставлять прикрытие, в то время как само ИГ не может рассчитывать на перестрахование от компаний ЕС.
При подписании блок выдвинул два важных условия.
Во-первых, в него будут включены судоходные компании, включая гигантский греческий флот. Другими словами, трейдер теоретически мог нанять греческий танкер только в том случае, если этот трейдер платил за нефть ограниченную цену.
Во-вторых, правила ЕС в том виде, в котором они написаны в настоящее время, гласят, что танкеру в любой точке мира не будет разрешен доступ к страховщикам и перестраховщикам блока — для любых будущих грузов, в том числе нероссийских, — если они покупают или перевозят нефть, которая не была куплена в рамках ограничения.
Европа является центром страхования и перестрахования, и без этого владельцы рискуют оказаться недостаточно застрахованными от рисков, включая разливы нефти. Это делает соблюдение санкций ЕС — и ограничения — очень поляризующим и неопределенным вопросом для владельцев танкеров. Внедрение ЕС ограничения еще не оформлено официально, а также зависит от других стран G-7, предпринимающих аналогичные действия.
А до конца осталось чуть больше шести недель, надеюсь на лучшее.
Страховать начинает кто-то другой.
Англия теряет бизнес.