Слабые объемы посылок и постоянно высокие затраты заставили FedEx отозвать прогноз прибыли на следующий год в сентябре, что снизило его рыночную стоимость более чем на одну пятую, или на 11 миллиардов долларов.
Корпоративные титаны во всем мире теперь предупреждают о снижении прибыли, поскольку Уолл-стрит готовится к сезону отчетности в Америке.
6 октября Shell заявила, что ожидает резкого падения рентабельности своего нефтеперерабатывающего и химического бизнеса.
Samsung предупредил, что его операционная прибыль снизится впервые за три года.
Ford обвинил ожидаемое сокращение прибыли, среди прочего, в нехватке запчастей для своих автомобилей.
Nike изо всех сил пытается избавиться от своих растущих запасов непроданной спортивной одежды.
Даже американские технологические гиганты замораживают прием на работу, поскольку рекламодатели урезают бюджеты на цифровой маркетинг, а уставшие от инфляции потребители откладывают покупку нового смартфона.
В целом, прогнозы прибыли в третьем квартале для индекса S&P 500 крупных американских компаний с июня были пересмотрены в сторону понижения на 6,8%.
Это более чем в два раза превышает средний показатель за последнее десятилетие. Ожидания на следующий год не оправдаются.
Часть проблем связана с сильным долларом, из-за которого иностранные доходы, составляющие почти треть от общего объема S&P 500, стоят меньше в долларах.
Более серьезной причиной является экономический спад.
Если это превратится в рецессию, что кажется вероятным, итоговые показатели почти наверняка пострадают больше, к чему они имеют тенденцию всякий раз, когда ВВП сокращается.
После Второй мировой войны прибыль на акцию упала в среднем на 13% во время рецессии.
В последние несколько десятилетий такие циклические спады в основном были кратковременными эпизодами длительного роста прибыли корпораций.
Мощные структурные силы подталкивали прибыль к одному рекорду за другим по отношению к ВВП.
В последнем квартале они были на рекордно высоком уровне.
Некоторые из этих долгоживущих двигателей прибыли истощаются. Глобализация, которая позволила компаниям сократить расходы и стать более эффективными, тормозится на фоне геополитической напряженности.
Мировая торговля вырастет всего на 1% в следующем году, прогнозирует Всемирная торговая организация от 5 октября.
Америка еще больше ужесточила ограничения на экспорт технологий в Китай.
В то же время неустанная консолидация, которая сделала многие отрасли более концентрированными и прибыльными, возможно, исчерпала себя: борцы с доверием уже не так расслаблены, как раньше, в отношении олигополий, которые и без того приобрели такую большую рыночную власть, что их трудно контролировать.
Генеральных директоров больше беспокоит то, что другие важные двигатели корпоративной прибыли — минимальные процентные ставки, низкие налоги и застойная заработная плата — могут пойти вспять.
После многих лет получения небольшой доли выручки компаний кредиторы, правительства и рабочие требуют большего.
Исторически низкие процентные ставки и налоги способствовали одной трети роста прибыли S&P 500 (за исключением финансовых компаний) за последние два десятилетия.
Оба сейчас растут.
Более высокие процентные ставки сделают для компаний более дорогостоящим обслуживание своих долгов, что съест прибыль.
Во-первых, это затронет те компании — как правило, более рискованные, — которые брали займы по плавающей ставке.
Хотя долг с плавающей процентной ставкой составляет всего 11% от общего объема заимствований компаний S&P 500, часть оставшихся 89% также необходимо будет рефинансировать рано или поздно — почти наверняка по гораздо более высокой цене.
Это включает в себя облигации инвестиционного уровня на сумму более 1 трлн долларов, выпущенные в 2020 году.
Точно так же, как финансисты становятся более требовательными, налоговые инспекторы тоже. Поскольку аппетит к снижению налогов, финансируемому дефицитом, ослабевает, новый закон о сокращении налогов и занятости, который был подписан Дональдом Трампом в 2017 году и снизил установленную законом корпоративную ставку с 35% до 21%, выглядит маловероятным.
Закон о снижении инфляции (ira) включает минимальную ставку корпоративного налога в размере 15% на прибыль предприятий с доходом до налогообложения более 1 миллиарда долларов.
Кроме того, в начале этого года отчисления на процентные расходы стали менее мягкими.
Goldman Sachs считает, что новые правила сократят общую прибыль S&P 500 на скромный 1% в 2023 году, при этом больше всего пострадают секторы технологий и здравоохранения.
Тем не менее, напряженные государственные финансы делают вероятным рост налогов в среднесрочной перспективе.
Вдобавок ко всему, вводится налог в размере 1% на выкуп акций, что свидетельствует о политическом стремлении выжать компании, которым нечего делать со своей прибылью, кроме как раскошелиться на нее акционерам.