В России аномальная финансовая безграмотность среди образованного, читающего населения. Такие одиозные личности, как Сергей Мавроди, периодически проводят перепись финансовых розотеев. И число их исчисляется миллионами. Почему же так?
Решил провести независимое расследование сего феномена. Для этого купил на барахолке за 200 рублей учебник для экономических вузов: «Деньги, кредит, банки».
Ознакомился с ним за чашкой чая и понял, что его содержимое многое объясняет. Если внедрить пагубные идеи на стадии образования, то можно запудрить мозги на фундаментальном уровне. Мы же верим учебникам, они же святое!
От книги «Деньги, кредит, банки» не ожидал многого, хотел понять, как банки создают деньги из воздуха (на новоязе проводят эмиссию). И что вы думаете? Там об этом сказано, как о само собой разумеющемся, в паре абзацев, в стиле окончания рекламных роликов, когда в них быстро, сумятясь говорят: «Не является лекарственном средством… лицензия брф номер вбрлфлбввббб». Вот как так? Где объяснения и разбор последствий того, что банки генерируют деньги, а мы за это расплачиваемся ростом цен.
В учебнике идут ссылки на финансовых динозавров прошлых столетий. Кейнса, Фридмана. Их теории уже опровергнуты, а в институте по ним учатся. И не слова в учебнике о трудах Людвига Фон Мизеса (пожалуй, самый адекватный, на мой взгляд, экономист).
Учебники программируют. Сделай между строк внушение, и оно проникнет в головы будущих экономистов. Пустит там корни. А нужно ведь учиться думать самостоятельно.
Например, про инфляцию. Кому на Руси от нее жить хорошо? Есть группы людей, которые заинтересованы в повышении цен и есть простые обыватели, которые не понимают, почему растут цены в магазинах, почему один литр = 0,9 литра, как десяток яиц превращается в 9 (их специально вытаскивают?). Интересно, а в коробках спичек стало меньше спичек? (тема следующего расследования).
«Таким образом, последствия инфляции носят противоречивый характер и научиться управлять ее уровнем — это большое искусство». Такой вывод приводится в учебнике.
Вот и первопричины финансовой безграмотности. Учебники, по которым учатся экономисты. Что же тогда ждать от простых обывателей?
P.S.
Хотите понять экономику? Читайте книги Людвига Фон Мизеса.
Владимир Никонов
Подкасты о саморазвитии и финансах на Яндекс-музыке:
https://music.yandex.ru/album/7328601
и доведя кредитки до 0%
выплатили все кредиты за месяцы
о чём ни в одной книге думаю не пишут
и вообще книги для банкиров: как людей обманывать
некстати народ: год стажа купили?
Если речь о ПЕРВОпричине, то она одна: финансовая грамотность не передается генетически. Все люди рождаются финансово безграмотными, а чтобы стать финансово грамотными, нужны усилия и/или обстоятельства.
Пост понравился, но «плюс» не кину вот из-за этого:
Топикстартер говорит ответственно? Такие заявы, вообще-то, требуют основательного подтверждения, особенно если обвиняешь других, что «в стиле окончания рекламных роликов, когда в них быстро, сумятясь говорят». Иначе пост превращается просто в очередной шматок кала в стиле «Да в этой стране все тупые», только завернутый в «умные» слова.
А вторая причина — природа денег. Так вот, в природе)) они появились совсем недавно. В рабовладельческом государстве деньги не нужны, а если и нужны, то только как учётные единицы. В совке деньгами было всё что не было рублём — поллитра, талоны на бензин, талоны в спецраспределители, со спецпропусками, чеки Внешторга, переводной рубль СЭВ, как тогда называли это квазиденьги. А на самом деле они и были тру-деньгами, а фиаты — квази-. На ваших глазах происходит то же самое — настоящие деньги превращаются в квази- курс доллара/рубль, например. Где основная причина — внеэкономический запрет на движение капитала.
Поэтому решил узнать, может вы имели в виду, что у санитаров ожидаемая продолжительность жизни невысокая.
Дело скорее не в грамотности, а в социальном строе, когда привыкли жить тем, что им говорят с трибуны или ящика.
Анекдот про коробок спичек вспомнился))Я уже который год считаю спички в коробке… Их там то 57, то 60, то 55… Вы там ёбнутые все что-ли?))
Зачем расследовать, если на СЛ есть вот такой пост, советую для ознакомления.
Вот книга из подборки, которая отвечает на ваши вопросы — Государство и деньги, в книге об инфляции вообще без приукрас, но и автор тоже горазд, пишет так, как буд-то его на***ли, хотя истина все-таки есть.
1. Силовой блок (Армия)
2. Административно- хозяйственная деятельность (сбор налогов, таможня, право собственности)
3. Печать денег.
Уровень приоритетов должен следовать один за другим.
Экономика это социальная система. Она всегда будет разной для разного количества населения:
— 10 000 человек (населённый пункт).
— город (500 тысяч — 5 миллионов)
— страна 1,5 миллиарда
Ещё ни одному умному еврею это и не удалось, наиболее близок мне показался Р. Шиллер с его «Иррациональным оптимизмом»
Ну а учат и пишут учебники те кто не могут/не умеют работать а потому учат за копейки тому в чем сами несведущи — такая у нас текущая система образования (система ради освоения бюджетных денег, система ради самой системы, видимость деятельности).
Учащихся задалбывают такой хренью что волосы дыбом встают, таких преподователей которые работают на реальном производстве, имеют опыт в реальной сфере как было в СССР — ноль целых хрен десятых, кругом академики бумажные.
Вся система текущего образования — профанация-отмывация.
Из самого смешного, Школа преподавательский состав ни п. ни в красную армию, но обязательно хотить на дополнительные платные занятия на которых ставят оценки, а оценки ставят ТОЛЬКО на дополнительных занятиях.
Мало того что эти тупые клюшки ничему не учат, так еще и время у детей отнимают попусту чтобы дополнительно бабла отхватить.
Такие вот реалии.
Об этом, среди прочего, моя статья «Где взять рабочие руки и как дать расти народонаселению»
zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/gde-vziat-rabochie-ruki-i-kak-dat-rasti-narodonaseleniiu-615855b6675c533ec3bad1e1
Но только либералам во власти РФ это ни к чему.
Rostislav Kudryashov, в чём-то можно с ним согласиться… Не все люди нацисты от природы, даже надев форму.Одно дело, когда противоборствующие расы признают суверенитет и свободы друг друга, но не когда идёт скрытая идеологическая и информационная война, не говоря уже о прямом военном конфликте, который сейчас почти случился.
Что же касается карателей СС, то одними из самых жестоких и кровавых как раз и были выходцы из прибалтики и западной Украины.
Причем тут ВУЗовские учебники, если мы говорим о населении?
А у простых людей какие проблемы?
Взял личный кредит под 60%, а чем возвращать, не подумал.
Взял бизнес-кредит под нелепый проект, и все потерял.
Дал знакомому взаймы 10 тыс долл, а тот пропал.
Связался с форексом или бинарщиками.
Купил квартиру под сдачу и получаю всего 4% дохода.
Подписал знакомому гарантию на кредит и попал.
Сбережений нет.
Кредитная история испорчена.
Эти простые популярные проблемы не имеют отношения к учебникам макроэкономики.
Что делать? Можно в 11-м классе заменить Разговоры о важном или Химию на Практическую экономику
не, там такие специальные квадратные коробки были 3*3 ячейки (а не 2*5 как обычно)
А зачем писать про того «экономиста», по рекомендациям которого не живёт ни одна страна.
Я как раз и думаю самостоятельно и вижу недостатки, и Кейнса, и Фридмана, и Мизеса и «не творю себе кумира».
Произведения О'Генри, Диккенса, Джека Лондона — о мире с уровнем жизни своего времени. Столетиями ранее он был еще ниже. Это не доказывает (и не опровергает) теорию.
Попробуйте самостоятельно предсказывать при помощи Кейнса Фридмена, Маркса и прочих или обнаружить предсказывающих экономистов.
Теории остаются чистыми фантазиями, если нет экперимента. О «недостатках» фантазий говорить смешно, мне кажется.
Кто там в штатах «рулил» до ФРС?
Кейнс предсказал Великую Депрессию, а в контексте прогнозов, Мизес ничем не выделяется из этого списка.
А. Г., на английском - масса материалов.
На русском — попробуйте хотя бы попсовые подкасты Починка под названием «Фискал» или одноименную книжку, сойдет для начального уровня.
Когда предсказал, на основании какой теории? Почему он потерял 70% на бирже?
Теория Мизеса предсказывает только неизбежность сдувания после надувания. Последователи не пошли дальше и не нашли параметры и признаки (они существуют).
Предсказал на основании его же теории, а биржа для него была чем-то вроде казино, а чем он сам и написал, что экономика и биржевая торговля слабо связаны.
А «сдуваний» в 19 веке было множество. Вот чтоб их не было, в 20 веке все стало иначе, особенно после второй мировой. И именно поэтому мы уже почти 80 лет не имеем кризисов, как в 19 веке, когда они случались каждые 10-15 лет.
А о каком «рулении» финсистемы штатов можно говорить, если эмитентами долларов выступали частные банки? Кстати ФРС первоначально — это просто их сговор, который потом превратился в Центральный банк.
Первое госрегулирование в США — это антитрестовские законы Теодора Рузвельта. А все остальное не более, чем домыслы.
Если не понимете, что любые действия властей можно назвать госрегулированием, сожалею. Если не понимаете, что большинство действий властей ведет к потрясениям бОльшей силы, чем подыхание отдельных банков — тоже сожалею.
Не любые, а только те, которые относятся к финансово-экономическому блоку. Мизес же предлагал не жалеть денег на полицию, чтобы в периоды спадов жестоко подавлять бунты бедных.