Несколько мыслей про поставки российской нефти на экспорт, которые обеспечивают основную часть доходов бюджета страны. Во-первых, на графике ниже интересная статистика по российскому экспорту нефти в Европу + Турцию морем — объемы пока стабильны, в августе был даже небольшой рост к прошлому году, но структура значительно поменялась.
Экспорт в Северную Европу почти прекратился кроме поставок в ARA (Amsterdam-Rotterdam-Antwerp), который является крупнейшим европейским хабом. Большая часть объемов была направлена в Южную Европу — Италию, Болгарию и Румынию, а также в Турцию. Значительная часть экспорта по морю приходится на Лукойл, который поставляет нефть на собственные достаточно крупные НПЗ в Италии и Болгарии.
Ранее летом ЕС согласовал бан на импорт российской нефти по морю с 5 декабря 2022 и нефтепродуктов с 5 февраля 2023 (и исключениями для отдельных стран вроде Болгарии, которым дали больший срок на отказ от поставок из России).
Параллельно западные страны обсуждают потолок цен на российскую нефть, который должен вступить в силу вместе с европейскими санкциями. Вчера США (в лице Janet Yellen) предложили установить потолок на уровне $60 за баррель. Российская нефть после февраля итак торгуется с дисконтом, но текущая цена Urals несколько выше, около $70-75 за баррель.
По задумке западных стран, любые поставки российской нефти по цене выше потолка будут лишены любых услуг вроде перевозки, финансирования, страхования и т.д., которые сейчас обеспечивают в основном европейские компании. Основной вопрос — присоединятся ли к этим ограничениям остальные покупатели российской нефти, в первую очередь Китай и Индия (которые пока не комментировали свою позицию), и будут ли вторичные санкции за несоблюдение потолка нефти для компаний из третьих стран.
Еще один интересный момент — на последнем заседании ОПЕК+ было принято решение о рекордном сокращении квот на добычу нефти с 2020 года — сразу на 2 млн баррелей в день. Правда фактическая добыча итак была ниже принятых ранее квот, поэтому реальное сокращение по оценкам аналитиков может составить около 0.8 млн баррелей в день. Но это в любом случае достаточно много, особенно с учетом того, что в США скоро должны закончиться продажи нефти из резервов, которые добавляют на мировой рынок около 1 млн баррелей в день.
Странам ОПЕК, вероятно, не очень нравятся санкции против российской нефти. Если их получится успешно реализовать против России (одного из крупнейших игроков на рынке), то западные страны получат работающий механизм, который в будущем можно будет использовать против любого другого поставщика. Также они могут опасаться, что мировая экономика движется в сторону серьезной рецессии, которая может привести к значительному разрушению спроса на нефть. Не стоит питать иллюзий, что Саудовская Аравия и другие арабские страны как-то поддерживают Россию, они действуют исключительно в своих интересах, которые в данный момент имеют схожий вектор.
Предсказать как будет развиваться ситуация на рынке нефти в ближайшие месяцы очень сложно, структурных изменений такого масштаба, вероятно, не было с 1970-х годов (не считая краткосрочного внешнего шока в 2020 году). Но почти в любом сценарии, на мой взгляд, одними из основных бенефициаров будут нефтегазовые компании в США и Канаде, где добыча продолжает расти, у большинства есть понятная политика возврата капитала акционерам, а вероятность windfall taxes ниже, чем в Европе и большинстве других стран. Американский и канадский нефтегаз — уже достаточно давно топ-1 лонг позиция в моем портфеле и вероятно останется таковой в ближайшие месяцы.
Больше контента:
Сайт: longterminvestments.ru
Telegram: @long_term_investments