Инвестор Сергей
Инвестор Сергей личный блог
23 сентября 2022, 12:40

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Побывал на профессиональной конференции одного из крупнейших рекламных агентств России. Кстати, оно, будучи дочкой зарубежной корпорации, тоже локализовалось и ребрендингнулось — из Dentsu в Okkam. 

Коротко расскажу, что в этом году случилось на рынке интернет-рекламы после начала СВО. А тут была отдельная кибербойня.

Это один из самых высокотехнологичных рынков, который был плотно завязан на западные технологии. В начале года в ряду крупнейших игроков были Meta* и Google, с которыми жестко конкурировали Яндекс, VK и другие отечественные интернет-компании. В этом плане российский рынок — уникальный. Почти во всем мире в этой сфере господствуют только американские медиагиганты. 

Итак, с началом СВО развернулись «боевые действия» и в интернет-пространстве. В феврале-марте шли непрерывные кибератаки на российские сайты, а западные рекламные системы наводнили рекламные кампании с призывами выходить на митинги, протестовать против войны, с фотографиями пленных российских солдат… Заказчики сидели сами понимаете где. 

Итогом стал уход с российского рынка западных IT-гигантов и крупных брендов с их рекламными бюджетами.

🤜 Соцсети Meta* (Facebook и Instagram) были заблокированы с обвинением в экстремизме. Рекламный бизнес полностью прекратился. 

🤜 Также полностью остановился в России рекламный бизнес Google.

🤜 Не обновляется контент в TikTok (Bytedance). 

🤜 Из-за санкций со стороны США западные компании не могут вести бизнес в России. 

🤜 Затем начался исход крупных брендов из России, и как результат — сокращение рекламных бюджетов. 

🤜 Осенью отрасль попала под очередной удар со стороны государства — заработал закон о маркировке рекламы. 

Но не все так плохо. Даже в этой отрасли идет активное импортозамещение. 

Подробнее и со слайдами. 

  • В 2022 году происходит одно из сильнейших падений рынка, возврат к 2018 году (-17,5%).

  • В 2009 году рынок упал сильнее (на 28%).

  • ТВ и Интернет хорошо переживают падение.

  • Яндекс и VK растут темпами больше 20%, замещая Meta* и Google.

  • Огромные новые игроки (Озон, Wildberries, Авито).

  • Основа роста — малый и средний бизнес + государство.

  • Рынок крупного бизнеса падает сильнее (25%).

Как изменился медиа-ландшафт. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Как не в себя растут маркетплейсы и ритейл. Маркетплейсы называют новыми медиа. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Главный вызов рынку — уход западных технологий. Ушли крупнейшие вендоры, порушились стеки технологий, резко упало качество измерений.

Из плюсов — активно обратили внимание на отечественные маркетинговые технологические стартапы и решения. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Добавлю от себя: проблема еще и в жестком регулировании среды на западе, где в защиту пользователей вводятся жесткие законы, ограничивающие сбор персональных данных. 

С российского рекламного рынка ушли крупные бренды и агентства… Но на их смену пришли тысячи новых заказчиков! Активно подтягивается малый и средний бизнес.   

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Куда делись пользователи?

  • Обрушение аудиторий Facebook и Instagram не привело к такому же резкому росту пользователей в отечественных соцсетях, хотя рост есть. 

  • Главный победитель гонки за переток — Telegram. 

  • Youtube — отсутствие рекламной монетизации практически никак не повлияло на контента. Креаторы продолжают его создавать. 

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО

С 1 сентября в России заработали поправки к закону о рекламе. Теперь все участники рынка (рекламодатели, агентства, площадки и даже малипусенькие блогеры) должны маркировать всю интернет-рекламу и отчитываться перед государством о каждом размещении.

Закон вышел сырой, с непонятками, технологического стека для его его реализации толком пока нет. Все лепится на ходу. 

Закон готовился для удара по западным интернет-гигантам, но те свернули свою деятельности, и в итоге расхлебывать приходится соотечественникам. 

Итогом должна стать прозрачность рекламного рынка для государства (в том числе налоговой) рекламного рынка, на котором было много серых схем и денег мимо кассы. Но главное опасение, что отрасль может подпасть крыло госкорпорации. 

Такие дела. 

* — признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Мой канал в Телеграм и в Вконтакте

23 Комментария
  • Netro
    23 сентября 2022, 13:06

    Я прекрасно помню события 2008-2009: тогда иностранцы сами говорили, что медийка на паузе, а китайцы, увидевшие вместо роста на 15% снижение на 2%, кричали «это обвал» и резали маркетинг. Все понимали, что кризис в головах, и отрастало всё стремительно. Даже я бы сказал, что не у всех было сокращение рекламы.

    Сейчас иностранцы говорят: мы с РФ не работаем. Точка. Не работаем с русскими, даже через прокладки. Ну в начале месяца ещё что-то начало подниматься, показывать признаки жизни, а со вчерашнего дня контакт-лист даже не здоровается. Народ сидит в таком депресняке, что даже не до рекламы. Думаю на след. неделе массово все будут оффлайнить по дачам и хазам.

    А чтоб вы поняли, все эти маркетплейсы и яндексы — это рынок одного покупателя и одного продавца. Реально если пройтись по блоггерам, микроСМИ и небольшим сайтам, то есть по тем, кто есть «не платформа», то там жопа жопная из жоп. Люди массово бегут в телегу, т.к. это тренд. Но в основном люди уходят вникуда, ставя весь маркетинг на паузу.

    • Aneto
      23 сентября 2022, 16:04
      Netro, тут инфраструктурный кризис. Люди продолжают пользоваться Гуглом, но контекст ты уже на Гугл не запустишь. То есть эта аудитория просто испарилась для рекламодателей.

      Поэтому в головах или нет. Пока инфраструктурное перераспределение не вернется, ничего в рекламной рынке не произойдет. Еще ни одно агентство не смогло вернуть те же бюджеты, которые были в прошлом году.
  • Тимофей Мартынов
    23 сентября 2022, 13:14
    спасибо, интересно 👍
  • Валерий Крылов
    23 сентября 2022, 13:14
    Это очень хорошо, рекламы почти не стало.
    • atopo
      23 сентября 2022, 13:32
      Валерий Крылов, отключите Adblock на время. рекламы на сайтах стало больше. увеличением количества рекламных блоков компенсируют падение в доходах.
      • Валерий Крылов
        23 сентября 2022, 13:44
        atopo, хорошо, попробую. Слышал на Ютюбе вообще не стало…

        PS: отключил, да, нет рекламы на ютубе.
        • Aneto
          23 сентября 2022, 16:06
          Валерий Крылов, как думате, долго Гугл будет заниматься благотворительностью? Или просто рано или поздно просто откажется от локальных кэш-серверов, чтоб не поддерживать инфраструктуру, которая не может окупиться.
  • GOLD
    23 сентября 2022, 14:28
    до войны минимальный дневной бюджет контекстной рекламы у Яндекса был 300 рублей… сейчас — 1200 рублей

    ликвидация конкуренции со стороны Гугла привела к оборзеванию Яндекса

    Если Путин ликвидирует конкурентов Яндекса, то он обязан натравить ФАС на Яндекс. А иначе зачем они сидит на троне?
    • Aneto
      23 сентября 2022, 16:07
      $100, важен не минимальное ограничение бюджета, а рост среднего CPC в поиске и сетях. Не в те цифры смотрите. Маржу Яндекс не минимальным бюджетом зарабатывает, а разницей между инфраструктурными расходами и стоимостью перехода (т.к. трафик не растёт, Гугл поиск никуда же не ушёл).
        • Aneto
          24 сентября 2022, 10:44
          Инвестор Сергей, пока доля поиска не изменилось. Вот когда изменится, тогда и поговорим.
  • Дмитрий Овчинников
    23 сентября 2022, 14:48
    А Телеграмм теперь российский сервис?
    • Юрий Рузавин
      23 сентября 2022, 16:36
      Дмитрий Овчинников, нет, конечно
      • Дмитрий Овчинников
        24 сентября 2022, 00:00
        Юрий Рузавин, 
        в таком случае в слайде концептуальная ошибка. В моем алгоритмическом мире правило простое: если есть хоть единая ошибка, далее можно не смотреть, результаты будут дерьмом.



        • Юрий Рузавин
          24 сентября 2022, 15:22
          Дмитрий Овчинников, думаю, что автор под «российским» имел в виду, что основная аудитория сосредточена в России, а не его юрисдикция. Если бы ТГ был российским, его бы давно отобрали в пользу очередного сынка из придворных, а потом превратили в VK :)  
  • Юрий Рузавин
    23 сентября 2022, 16:36
    Стоило расписывать очевиднейшие вещи? Где в обзоре цифры с долями рекламы на рынке? А о том, что VK заместил глобальных игроков знает даже школьник, который теперь или сидит через VPN, или сидит в том же ВК. Что касается Телеграм — мессенджер не может стать заменой медиаплощадкам, он для этого не заточен. Какая-нибудь Бузова торговала картинкой, но не писала лонгриды, она это не умеет. В итоге ее ТГ-канал (и не только ее) почти не монетизируется. Полагаю, что рынок рекламы сильно просел, отечественный менеджмент порезал косты и сосредоточился на классических методах продвижения, без участия инфлюэнсеров. 
    И еще. В таких обзорах, если это аналитика, конечно, а не просто наброс ради привлечения внимания, должны быть выводы типа: оценка потенциала рынка, отдельных игроков, возможно, рекомендации. А так это ни о чем по сути, текст+картинки
    • Михаил Ка
      23 сентября 2022, 17:59
      Юрий Рузавин, возможно тс предоставит нужную Вам информацию за отдельную плату :) А так-то — толковая статья, особенно для СЛ.
      • Юрий Рузавин
        23 сентября 2022, 18:59
        Инвестор Сергей, а зачем грубить? Хеннеси у вас все равно нет. Если хотите раскрутить на Смарт Лабе свой уютный канал с випкой, сигналами и прочей аналитикой, нужно показывать товар лицом, а не давать урезанную версию. И на рынке есть хорошие тому примеру. Мне-то не надо, я сам могу и аналитику провести, и цену рассчитать, а вот уважаемая публика наверняка была бы довольна такой подачей. Именно поэтому я позволил себе немного критики, хотя по вашей реакции видно, что критику вы не любите и вероятно представляете собой мелкого Наполеона, как и многие админы сотен околорыночных каналов в ТГ 
  • Александр
    26 сентября 2022, 10:51
    не понятно, рынок рекламы упал на сколько -17%? яндекс вырос на 20%? при чем тут маркетплейсы?  каша и муть.

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн