Побывал на профессиональной конференции одного из крупнейших рекламных агентств России. Кстати, оно, будучи дочкой зарубежной корпорации, тоже локализовалось и ребрендингнулось — из Dentsu в Okkam.
Коротко расскажу, что в этом году случилось на рынке интернет-рекламы после начала СВО. А тут была отдельная кибербойня.
Это один из самых высокотехнологичных рынков, который был плотно завязан на западные технологии. В начале года в ряду крупнейших игроков были Meta* и Google, с которыми жестко конкурировали Яндекс, VK и другие отечественные интернет-компании. В этом плане российский рынок — уникальный. Почти во всем мире в этой сфере господствуют только американские медиагиганты.
Итак, с началом СВО развернулись «боевые действия» и в интернет-пространстве. В феврале-марте шли непрерывные кибератаки на российские сайты, а западные рекламные системы наводнили рекламные кампании с призывами выходить на митинги, протестовать против войны, с фотографиями пленных российских солдат… Заказчики сидели сами понимаете где.
Итогом стал уход с российского рынка западных IT-гигантов и крупных брендов с их рекламными бюджетами.
🤜 Соцсети Meta* (Facebook и Instagram) были заблокированы с обвинением в экстремизме. Рекламный бизнес полностью прекратился.
🤜 Также полностью остановился в России рекламный бизнес Google.
🤜 Не обновляется контент в TikTok (Bytedance).
🤜 Из-за санкций со стороны США западные компании не могут вести бизнес в России.
🤜 Затем начался исход крупных брендов из России, и как результат — сокращение рекламных бюджетов.
🤜 Осенью отрасль попала под очередной удар со стороны государства — заработал закон о маркировке рекламы.
Но не все так плохо. Даже в этой отрасли идет активное импортозамещение.
Подробнее и со слайдами.
В 2022 году происходит одно из сильнейших падений рынка, возврат к 2018 году (-17,5%).
В 2009 году рынок упал сильнее (на 28%).
ТВ и Интернет хорошо переживают падение.
Яндекс и VK растут темпами больше 20%, замещая Meta* и Google.
Огромные новые игроки (Озон, Wildberries, Авито).
Основа роста — малый и средний бизнес + государство.
Рынок крупного бизнеса падает сильнее (25%).
Как изменился медиа-ландшафт.
Как не в себя растут маркетплейсы и ритейл. Маркетплейсы называют новыми медиа.
Главный вызов рынку — уход западных технологий. Ушли крупнейшие вендоры, порушились стеки технологий, резко упало качество измерений.
Из плюсов — активно обратили внимание на отечественные маркетинговые технологические стартапы и решения.
Добавлю от себя: проблема еще и в жестком регулировании среды на западе, где в защиту пользователей вводятся жесткие законы, ограничивающие сбор персональных данных.
С российского рекламного рынка ушли крупные бренды и агентства… Но на их смену пришли тысячи новых заказчиков! Активно подтягивается малый и средний бизнес.
Куда делись пользователи?
Обрушение аудиторий Facebook и Instagram не привело к такому же резкому росту пользователей в отечественных соцсетях, хотя рост есть.
Главный победитель гонки за переток — Telegram.
Youtube — отсутствие рекламной монетизации практически никак не повлияло на контента. Креаторы продолжают его создавать.
С 1 сентября в России заработали поправки к закону о рекламе. Теперь все участники рынка (рекламодатели, агентства, площадки и даже малипусенькие блогеры) должны маркировать всю интернет-рекламу и отчитываться перед государством о каждом размещении.
Закон вышел сырой, с непонятками, технологического стека для его его реализации толком пока нет. Все лепится на ходу.
Закон готовился для удара по западным интернет-гигантам, но те свернули свою деятельности, и в итоге расхлебывать приходится соотечественникам.
Итогом должна стать прозрачность рекламного рынка для государства (в том числе налоговой) рекламного рынка, на котором было много серых схем и денег мимо кассы. Но главное опасение, что отрасль может подпасть крыло госкорпорации.
Такие дела.
* — признана в России экстремистской организацией и запрещена.
—
Я прекрасно помню события 2008-2009: тогда иностранцы сами говорили, что медийка на паузе, а китайцы, увидевшие вместо роста на 15% снижение на 2%, кричали «это обвал» и резали маркетинг. Все понимали, что кризис в головах, и отрастало всё стремительно. Даже я бы сказал, что не у всех было сокращение рекламы.
Сейчас иностранцы говорят: мы с РФ не работаем. Точка. Не работаем с русскими, даже через прокладки. Ну в начале месяца ещё что-то начало подниматься, показывать признаки жизни, а со вчерашнего дня контакт-лист даже не здоровается. Народ сидит в таком депресняке, что даже не до рекламы. Думаю на след. неделе массово все будут оффлайнить по дачам и хазам.
А чтоб вы поняли, все эти маркетплейсы и яндексы — это рынок одного покупателя и одного продавца. Реально если пройтись по блоггерам, микроСМИ и небольшим сайтам, то есть по тем, кто есть «не платформа», то там жопа жопная из жоп. Люди массово бегут в телегу, т.к. это тренд. Но в основном люди уходят вникуда, ставя весь маркетинг на паузу.
Поэтому в головах или нет. Пока инфраструктурное перераспределение не вернется, ничего в рекламной рынке не произойдет. Еще ни одно агентство не смогло вернуть те же бюджеты, которые были в прошлом году.
PS: отключил, да, нет рекламы на ютубе.
ликвидация конкуренции со стороны Гугла привела к оборзеванию Яндекса
Если Путин ликвидирует конкурентов Яндекса, то он обязан натравить ФАС на Яндекс. А иначе зачем они сидит на троне?
в таком случае в слайде концептуальная ошибка. В моем алгоритмическом мире правило простое: если есть хоть единая ошибка, далее можно не смотреть, результаты будут дерьмом.
И еще. В таких обзорах, если это аналитика, конечно, а не просто наброс ради привлечения внимания, должны быть выводы типа: оценка потенциала рынка, отдельных игроков, возможно, рекомендации. А так это ни о чем по сути, текст+картинки