Проект постановления об «инструменте чрезвычайной ситуации с электроэнергией», с которым ознакомилась Guardian, не содержит ни ограничения цен на российский газ, ни на импортный газ после того, как государства-члены не смогли договориться об ограничениях на прошлой неделе. Ожидается, что ЕС будет взимать налоги на непредвиденные доходы с высокой прибыли компаний, работающих на ископаемом топливе, с отдельным ограничением доходов производителей электроэнергии с низким уровнем выбросов углерода.
Ожидается, что президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен опубликует план Европы по борьбе с растущими ценами на электроэнергию, когда она выступит с ежегодной речью о положении дел в среду.
Окончательный текст все еще может измениться, но проект раскрывает сомнения Комиссии по поводу получения достаточной поддержки со стороны государств-членов ЕС для предпочтительного варианта ограничения на российский газ в ответ на то, что он назвал вооружением Поставок Кремлем.
Государства-члены ЕС, которые импортируют большое количество газа из России, включая Венгрию, Словакию и Австрию, высказались против ограничения российского газа, потому что они опасаются, что Кремль остановит все газовые потоки, ввергнув свои страны в рецессию. Президент России Владимир Путин уже пригрозил прекратить экспорт энергоносителей в Европу, если такой план будет согласован.
Около десятка стран, включая Францию и Польшу, хотели бы ввести ограничение цен на весь импортируемый газ, что они считают лучшим способом обуздать растущие цены. Комиссия не в восторге от этой идеи, потому что опасается, что ЕС проиграет странам, готовым платить больше на высококонкурентном рынке за сжиженный природный газ.
Нидерланды и Дания опасаются любого ценового потолка, в то время как Германия опасается, что ограничение цен на российский газ будет вызывать разногласия.
Поскольку государства-члены разделены, Комиссия, которая отвечает за разработку правовых предложений ЕС, проводит меры, которые объединяют клуб из 27 членов. Правительства ЕС в значительной степени поддерживают ограничение цен на электроэнергию из низкоуглеродных источников, таких как возобновляемые источники энергии или ядерная энергия, и переработку этих средств уязвимым домашним хозяйствам и предприятиям.
Нефтегазовые компании столкнутся с отдельным налогом на непредвиденные доходы, описанным как «взнос солидарности». В просочившейся бумаге комиссия оценивает, что в 2022 году прибыль нефтяных, газовых и угольных компаний увеличится в пять раз. Эти «избыточные» и «неожиданные» прибыли являются результатом не какого-либо экономического или инвестиционного выбора, заявляет комиссия, а «непредсказуемого развития событий на энергетических рынках после продолжающейся незаконной войны в Украине». Ставка налога на непредвиденные доходы в тексте не предлагается.
Государствам-членам также предлагается согласовать обязательную цель по сокращению потребления электроэнергии в часы пик, хотя никаких цифр не было предложено.
Европа боролась с ростом цен на газ еще до войны на Украине. Ограничения на предложение были усугублены рекордным сухим летом 2022 года, которое подтолкнуло спрос на кондиционирование воздуха, одновременно сократив гидроэнергетику из рек и водохранилищ. В дополнение к нагрузке, половина стареющего парка ядерных реакторов Франции была вынуждена отключиться из-за проблем с безопасностью, что изменило традиционную роль страны как экспортера электроэнергии своим соседям.
www.theguardian.com/business/2022/sep/13/leaked-paper-reveals-eu-is-unlikely-to-cap-price-of-russian-gas