После начала спецоперации на Украине и введения беспрецедентного числа санкций в отношении России половина валютных резервов страны на сумму около $300 млрд была заморожена. «В новой ситуации накапливать ликвидные валютные резервы на будущие кризисы крайне сложно и нецелесообразно», — говорится в подготовленной к этой встрече презентации. «Замороженные $300 млрд не помогли России; напротив, они стали уязвимостью и символом упущенных возможностей», — цитирует документ агентство.
При этом, как говорится в презентации, даже покупка валют «дружественных» стран проблематична. Например, продажа активов в юанях «требует отдельного соглашения с Китаем, которое будет очень трудно получить в условиях кризиса». Другие валюты, такие как дирхам ОАЭ, подвержены «высоким политическим рискам», поскольку эти страны могут изменить свое отношение к России. Турецкая лира сталкивается с серьезными рисками девальвации.
Но в краткосрочной перспективе, когда доходы от экспорта нефти и газа в этом году доведут профицит счета текущих операций до рекордного, а рубль еще больше укрепится, правительство планирует выделать 4,4 трлн рублей на покупку валюты «дружественные» страны, в основном юаней.
Российские банки сейчас буквально наводнены «мягкими» валютами, потому что усилия по переводу торговли с долларов и евро до сих пор не принесли значительных результатов, а торговые партнеры России не в восторге от приема платежей в своих национальных валютах.
Чиновники впервые заговорили о покупке «дружественных» валют, чтобы замедлить рост рубля, в июне. Однако глава Минэкономразвития Максим Решетников раскритиковал эту идею, заявив, что это недостаточно сильно изменить курс рубля, однако вынудит правительство резко сократить расходы.
Перед началом спецоперации, как пишет агентство, Россия неуклонно увеличивала юани в своих резервах в рамках диверсификации, став одним из крупнейших держателей резервов в китайской валюте в мире. Но хотя эти активы не были заморожены санкциями США и Европы, доступ России к ним по-прежнему ограничен.
В документе говорится, что объем юаней в резервах может достичь $180 млрд, включая покупки, уже сделанные в этом году. По состоянию на начало 2021 года на юани приходится 17,1% резервов, что составляет чуть более $100 млрд.
Эти деньги — $180 млрд – планируется потратить в течение следующих трех-пяти лет, чтобы покрыть огромные издержки на замену иностранных технологий и переориентирование на новые рынки в Азии. В документе не уточняется, как будут осуществляться продажи валюты. Там лишь отмечается, что это укрепит рубль и поможет компенсировать инфляционное воздействие.
Подробнее: frankrg.com/86028
Выводить наш капитал, стерилизовать избыточные поступления в бюджет, было бы проще и удобнее при курсе 29р\$.