Сергей Нагель
Сергей Нагель личный блог
01 августа 2022, 13:50

Русские инвестиционные традиции. Банкинг староверов.

На смарт-лабе, да и не только всегда имелось большое количество авторов, чьё мнение можно свести к фразе-" в России никогда ничего своего не было и не будет, а всё создано ТАМ". После 24.02. это прямо таки превратилось в массовый вой-" Шо делать !!? Гипс снимают! Клиент уезжает!!! Прападёоооом!!!". Кончно можно было бы посмеяться, зная историю Отечества, если бы не одно «НО»: еще в 19 веке действительно великий человек Фредерик Дуглас сказал «история нашей неполноценности-это старая уловка.» Дуглас не был предпринимателем вроде Маска или Джобса, чьи цитаты расходятся как горячие пирожки. Он был рабом. Беглым рабом, посвятившим всю свою жизнь искоренению рабства в Америке. Собственно суть его слов, что породить у раба ощущение собственной неполноценности, внедрить это ощущение, которое должно передаваться поколениями-это самый эффективный инструмент, который делает раба рабом. А еще раб перестает быть рабом, когда он получает знания. Вот и знания о нашей собственной истории мне и хочется немножко тут раскрыть.

Церковный раскол случившийся в России в середине 17ого века по причине острого желания царя Аоексея Михайловича назначить себя преемником Византийских императоров (вопрос исторически конечно спорный, да и не в этом суть)породил многочисленную преследуемую официальными властями группу населения, придерживающихся старых канонических обрядов которых так и стали называть «староверы» или «старообрядцы». Времена тогда были суровыми, и за сиё вольнодумство староверов лишали не только жизни, свободы но и само собой разумеется имущества. Постепенно для поддержания жизнеспособности в рамках общин старообрядцев стали формироваться «чёрные кассы» за счет средств общинников. Средства этих фондов сначала использовались для помощи единоверцам, выкупу их, на «подношения» чиновникам за невмешательство в дела общины. По мере накопления средств в таких фондах, а это уже к концу века 18го, средства стали использоваться для финансирования предпринимательской деятельности тех членов общины, кто проявил себя на этом поприще и в вере был стоек. Однако в оличие от западной процентно-ростовщической модели предоставления финансов старообрядцы считали грехом давать деньги под проценты.
Деньги давались успешным предпринимателям без процентов, да и назвать это ссудой тоже не очень получается, так как условие возврата как правило не оговаривалось. В свою очередь предприниматели не только отдавали в казну общины значительную часть прибыли, но и выделяли средства на благо общинников иным образом-строили больницы, дома и т.д. помогая ближнему своему. И объемы «вспоможения» единоверцам приняли такие масштабы, что среди обычных православных, непосвященных в экономические тонкости, было распространено убеждение, что «старая вера не всем по карману».

Причем, если в вопросах веры старобрядцы были людьми очень консервативными, то в вопросах внедрения на своих предприятиях самых предовых на то время технологий, они были самыми продвинутыми промышленниками.

Как отмечали многие наблюдатели в середине 19го века, экономически староверы превратились в гражданскую корпорацию. По сути, как отмечалось в донесениях полиции, было не ясно, то ли человек влалеет своим капиталом, либо, если так можно выразиться на современный манер, был номинальным держателем или по факту управляющим имуществом общинным.
Этим можно в частности обьяснить так удивлявшее иностранных предпринимателей «тугодумство» предпринимателей русских, которые очень долго все просчитывали, и совершенно не склонных к риску-рисковать своими деньгами, это одно, а когда дело касается доверенных (а в данном случае имеет особое значение Вера) денег, это совсем другая степень ответственности.
Понятно, что по мере роста доходов от прибыльных предприятий, в которые были вложены ощинные средства росли и общинные капиталы. И уже в первой половине 19ого века общины примеряют на себя роль финансовых институтов-учитывают векселя, гарантируют сделки, учавствуют в расчетах.
По мере изменения отношения царской власти, к староверам, усмотревшей в них немалую пользу для империи (не исключается конечно, что этому в значительной степени способствовала " коррупционная составляющая", на которую старобрядцы не скупились когда дело Веры касалось) от преследования до ураванения в правах, общинные капиталы принимают форму уже официальной банковской деятельности. Но так как в среде староверов обученных банкиров не было, то и не всегда удачно по причине найма вороватых «управленцев» со стороны. Что повлекло уже напрвление на учёбу «своих» банкиров.
Впрочем доля староверов в российской экономике, которая по разным оценкам составляла от 65 до 75% в начале века 20го (остальное принадлежало иностранцам и дворянству) свидетельствует о том, что официальные банковские учреждения использовались для размещения общинных капиталов «на сторону» по привычной процентной схеме, оставляя огромный кусок «банковской деятельности» в сложившихся традиционных рамках и вне поля зрения посторонних.

Вот такая интересная история успех финансирования промышленной революции на просторах Отечества.

Всем здоровья и удачи в инвестициях!!!
0 Комментариев

Активные форумы
Что сейчас обсуждают

Старый дизайн
Старый
дизайн