Заключительная часть про мировой алмазный рынок и одного из его флагманов, российскую Компанию АЛРОСА. Давайте оценим настоящее и будущее мирового алмазного рынка и Алросы в частности.
В предыдущих частях обзора:
Из официального объявленных санкций в отношении Алроса, действует самые серьезные и блокирующие санкции со стороны США.
8 апреля власти США заявили о включении АЛРОСА в SDN-лист (Specially Designated Nationals And Blocked Persons List), то есть Компания попала под блокирующие санкции Минфина США. Это означает, что вся собственность попавших под санкции лиц и Компаний в США блокируется, а лицам в США запрещаются все операции с ними.
Однако, отраслевой алмазный регулятор США- Jewelers Vigilance Committee всем разъяснил, что бриллианты, изготовленные из российских алмазов в третьих странах, считаются продукцией этих стран и не попадают под санкции. Т.е купить бриллиант изготовленный из алмазов Алроса напрямую у Алроса нельзя, но можно купить бриллиант, изготовленный из алмазов Алроса в Индии.
Помним, что прямые продажи бриллиантов в США занимали в структуре Алроса всего около 3%, что согласитесь достаточно минимально, а алмазы и вовсе не продавались. Здесь же напоминаю, что американским структурам и гражданам принадлежит 33% от всех акций Алроса, свободно обращающихся на Бирже. Т.е, что с российской стороны, что с американской, довольно существенная доля акций Алроса заблокирована к продажам и иным действиям, сюда же добавим 22% акций, который в руках европейцев и британцев.
Суммарно заблокировано 55% биржевых акций Алроса, которые были у нерезидентов из «недружественных стран». Здесь пока какая-то разблокировка и их массовая продажа, а соответственно и давление на акции в настоящий момент исключено и не предвидится в ближайшее время точно.
Каких-либо блокирующих санкций, запрещающих на законодательном уровне покупать алмазы и бриллианты у Алроса в странах Европы не обсуждается, по крайней мере в СМИ поэтому поводу ничего не нашел. По странам Азии и Ближнего Востока также никаких ограничений нет.
Снова вспоминаем, кому Алроса продает алмазы и бриллианты и видим, что вся продукция реализуется в Бельгии, Индии, Китае (Гонконге), Арабских эмиратах и Израиле.
Отсюда напрашивается вывод, что на законодательном уровне никаких прямых ограничений на покупку алмазов и бриллиантов у Алроса нигде нет. Вопрос о вторичных санкциях за пределами США также на данный момент не обсуждается. Видимо та огромная доля, которую занимает Россия и Алроса, а это около 27% всех мировых камней безусловно давит и ограничивает санкционное давление. Если российские камни уйдут с рынка, это вызовет, как ценовой хаос, так и огромный дефицит камней на рынке. С учетом того, что на США приходится около 40% всех покупок бриллиантов в мире, каких-либо жестких ограничений здесь от США нет и думаю не будет.
Вспоминаем и формат продажи, это долгосрочные контракты, как правило, с алмазными сайтхолдерами, что Алроса, что De Beers продают 2/3 продукции через ограниченный круг лицензированных оптовиков, которых не так много в мире.
Ранее наблюдались некоторые технические сложности по денежным SWIFT-переводам на счета Алроса, но насколько я понял, все довольно легко решается через переводы на иностранные банковские счета Алроса открытые в алмазных центрах Дубая, Гонконга и Индии.
Однако нужно отметить, так называемые самосанкции, со стороны 3 ювелирных VIP-сетей: Tiffany&Co, Signet Jewellers и Brilliant Earth и несколько более мелких игроков н рынке, которые самостоятельно отказались от российских бриллиантов.
Из этих клиентов, насколько я понял у Алросы были только договорные отношения с Tiffany&Co. Но сама идентификация страновой принадлежности бриллиантов довольно непростая вещь, по небольшим и средним камням, так вообще не определишь, а именно эти камни составляет основную добычу у Алроса.
Ничего не мешает в Индии смешать мелкие и средние камни из России и Африки и продать все «боксом» той же Tiffany&Co, заявив что это африканские камни. Не забываем, что у Алроса есть активы в самой Африке- Анголе и Зимбабве, также не вижу проблем, переправить камни из России в Африку, а оттуда уже продать, как африканские в случае максимальных сложностей с санкционной реализацией, если она появится.
Стоит отметить и потенциальную поддержку Правительства России, которая уже дважды, во времена Ковид и сейчас озвучивалась, если у Компании будут сложности с реализацией, государство готово оперативно помочь с закупкой камней в ГОХРАН. Например, покупка государством на $1 млрд камней Алроса эквивалентна реализации 15–17% всего годового производства Компании. Если предположить, что будут введены санкции со стороны евросоюза и Бельгии, на которую приходилось реализация около 35% все продукции, то на $2 млрд государство покроет весь выпавший европейский рынок, только он непосредственно под угрозой в ближайшее время. Напомню, что $2 млрд это выручка страны всего за 2,5-3 дня от экспорта сырья в зависимости от цен.
Довольно значимое событие в отрасли это отмена НДС на алмазы и бриллианты с 1 октября этого года. Ну и Бизнес-модель, вполне допускает в сложные периоды, как было во время Ковид, просто работать на склад и реализовывать меньше продукции, остальное оставляя на запасах. После нормализации ситуации, в прошлом году, камни со складов и запасов были успешно и оперативно реализованы, не забываем и отсутствие по сути долгов. В случае серьезных сложностей с реализацией, вполне логично будет этот долг увеличить.
Есть также неопределенности по оборудованию и специализированной технике. По оборудованию не могу ничего сказать, а вот в сегменте техники, точно могут возникнуть трудности.
Компания, хоть отчасти и диверсифицирована белорусскими БелАзами, но доля импортной техники велика, это и самосвальные автопоезда от Вольво и Скания, и американские самосвалы от «Unit Rig» и «Caterpillar», не говоря уже про специфические проходческие комбайны.
Если автопоезда думаю несложно заменить на «Камазы», то вот со специализированной техникой гораздо сложнее, огромные самосвалы вообще в России никто не делает, надежда только на БелАз, проходческие комбайны и погрузочно-доставочные машины в последнее время наладили небольшое производство в России, но конечно это мало. Это касается и всех добывающих отраслей, специализированной техники практически нет своей, нужно радикально наращивать мощности.
Продажи необработанных алмазов по прошлому году восстановились и выросли более чем на 60%, немного превысив уровень, существовавший до пандемии. Если посмотреть в разрезе 5 лет, отрасль стагнирует на уровне около $15 млрд, ни о каких растущих объемах продаж глобально речи не идет
Цены на алмазное сырье и бриллианты достигли исторического среднего уровня в 2021 году, но отстали от отраслевых пиков. Здесь также довольно характерная стабильность в последние годы за вычетом ковидного провального года
Добыча увеличилась на 5% в 2021 году, но находится ниже уровня, существовавшего до пандемии. С 2017г. наблюдается стабильный понижательный тренд, примерно на 5% в год и особых перспектив для фундаментального роста, на мой взгляд не наблюдается.
В разрезе стран, ситуация аналогичная, добыча везде потихоньку снижается и полный провал в Австралии в связи с закрытием одного из крупнейших в мире рудников Аргайл (Rio Tinto), дававшего 10% всех мировых камней
Ввиду отсутствия каких-либо данных непосредственно от Алроса, прямой путь посмотреть на отрасль в первом полугодии, это поход на сайты и отчеты основных игроков мирового рынка алмазов. Интересны несколько сами цифры, их значения могут быть субъективными именно для Компании, а видение ситуации на алмазном рынке
De Beers — «Высокий спрос на алмазное сырье во втором квартале сохранялся. Хотя в первом полугодии потребительский спрос на природные бриллианты оставался устойчивым, ухудшение глобальных макроэкономических условий и сокращение потребительских расходов могут повлиять на спрос на ювелирные изделия с бриллиантами. De Beers увеличила прогноз производства на 2022 год до 32–34 млн каратов с предыдущих 30–33 млн каратов в зависимости от условий торговли и масштабов дальнейших сбоев, связанных с Covid-19.
Petra Diamonds — »Несмотря на значительную глобальную экономическую неопределенность, вызванную ситуацией на Украине, цены на алмазы выросли на 41,5% к прошлому году, в частности, благодаря рекордному розничному спросу на ювелирные изделия в США. Последний тендер, проведенный в июне, показал высокий спрос на весь ассортимент продукции, как на белые, так и на цветные камни ювелирного качества, при этом несколько возрос спрос на более мелкие бриллианты. Этот рост спроса обусловлен промежуточным пополнением запасов и продолжающиеся высокие розничные продажи ювелирных изделий, связанные с отложенным свадебным бумом и растущей тенденцией дарения бриллиантов в качестве значимых подарков после COVID-19. Несмотря на то, что рынок алмазов силен, макроэкономическая неопределенность, вызванная ростом инфляции, является потенциальным сдерживающим фактором спроса.
Rio Tinto — к сожалению в своем полугодовом плохом отчете, Компании было не до алмазов, пытались оправдаться за печальные показатели в основных направлениях. Доля алмазов в структуре выручки группы небольшая совсем, анализу алмазного рынка совсем не уделили внимание.
Рынок ожидает сильного сезона летних отпусков, укрепления доверия потребителей на основных рынках (США, Китай, Индия) и ограниченного предложения необработанных алмазов.
В среднесрочной перспективе на спрос на алмазы может повлиять государственная политика, связанная с экономическими стимулами и ограничениями на поездки потребителей. Несмотря на это, в их базовом сценарии (“продолжение восстановления”) ожидается, что в 2022 году рынок продемонстрирует рост выше, чем в период до пандемии, и может вернуться к историческим темпам роста к 2023-24 годам.
Участники отрасли должны продолжать осуществлять программы повышения операционной эффективности, инвестировать в цифровые технологии и продвигать маркетинговые концепции и ценностное предложение ювелирных изделий с бриллиантами, чтобы подготовиться к потенциальным изменениям рыночных уловий.
Организация приводит инфографику за полугодие, в принципе организация в отрасли авторитетная, все страны являются ее члнами, плюс-минус на эти цифры можно ориентироваться. Добыча в России по прежнему занимает 32% от мировой.
Финализируя и обобщая ситуацию на мировом алмазном рынке и у Алроса в частности, постараюсь кратко.
На мой взгляд краткосрочно и среднесрочно ситуация для Алросы выглядит отнюдь не так плохо, как себя показывают котировки Компании, который с прошлого сентября потеряли уже почти -60%. Прошлый год был отличный, вся прибыль осталась в Компании, долгов нет, цены на алмазы по прежнему достаточно высоки, хоть и немного сползают, санкционные риски не выглядят катастрофическими, пути их обхода также реализуемы.
Спрос на алмазы по-прежнему хороший в мире, государство готово оказать поддержку, при необходимости закупит камни в ГОХРАН, принято решение об отмене НДС на алмазы и бриллианты с октября, структура реализации камней с уклоном на «дружественные страны» и формат реализации через долгосрочные договора также в текущих реалиях выглядит достаточно устойчиво, подтверждение от Компании в конце июня о планах добычи на этот год, инвестпрограммы и планов по восстановлению трубки «Мир» с комментариями менеджмента, все внушает умеренный оптимизм.
Фундаментально не вижу особых сложностей в Компании, которые могут сильно негативно отразится на ней. Алроса слишком большой игрок в отрасли, который чуть ли не треть всего мирового рынка алмазов занимает и по сути имеет олигополистическое положение вместе с De Beers, у Компании есть весомые рычаги давления на мировой рынок и возможность его обрушить в плане цен и дефицита камней. Единственный негативный момент, это текущее положение в мировых экономиках и инфляция, она безусловно сейчас основной маркер в глобальном плане отрасли.
Минимальность политизирования отрасли, также безусловно можно отнести к плюсам, в отрасли за годы сложились между участниками достаточно доверительные и прагматичные отношения. Игроков на рынке достаточно мало, стран добывающих тоже, по сути это «замкнутый глобализированный мировой кружок» из 5 участников.
Однако долгосрочные перспективы алмазной отрасли выглядят не очень радужно на мой взгляд. И до пандемии отрасль каждый год замедлялась по добыче в районе 5%, и настоящие тренды отрасли ничего оптимистичного не сулят глобально. И смена модели потребления, и уход от люксовости среди молодежи, и искусственные камни, которые уверенно продолжают захватывать рынок, все это говорит о будущем угасании.
Для Алроса самым лучшим вариантом, опять же на мой взгляд, видится диверсификация Бизнеса за счет добычи смежных минералов (сапфиры, рубины, изумруды и т.п.), а также полноценный вход на рынок добычи других металлов, прежде всего золота.
Ну и глупо, на мой диллетантский взгляд отказываться от рынка искусственных алмазов, это огромная, все еще полноценно не сформировавшаяся ниша, куда можно зайти и занять очень весомую долю мирового рынка под другим брендом.
Если этого не сделать, рынок природных камней просто с каждым годом будет уходить из рук Алроса, растворяясь в китайских и индийский искуственных камнях, которые могут существенно обрушить рынок в плане ценообразования.
Правда Компания думает по другому...
Инвестировать в Компанию или нет, каждый сам принимает решение, ну а для спекулянтов мой фундаментальный обзор вообще не имеет значение.
Вот пожалуй и все. Обзор по Алросе получился большим, вместился аж в 4 полноценные части. Не знаю, насколько Вам интересен и прост к восприятию он был. Мне было точно интересно, расширить свои знания в этой специфической отрасли, ну и поделиться ими с Вами.
Если понравился обзор, подписывайтесь на канал на удобных для Вас площадках (Телеграм, Вконтакте, Смартлаб, Тинькофф Пульс), делайте репосты, оставляйте комментарии и реакции, свои пожелания и предложения.
Следующий подробный разбор будет про Новатек. Последующие Компании, также выберем вместе с Вами.
Небольшая навигация по всем частям обзора:
С уважением, Руслан. https://t.me/comodities_markets
На счёт цены незнаю на сколько она сейчас справедлива эти понятия у каждого индивидуальны но по 45-55р💎 закупился бы если дали 🤗
Спасибо! за отличный обзор отросли и Компани АЛРОСА🇷🇺👍